Этому учреждению повезло: во главе его оказался умелый директор-управленец, который объединил вокруг себя творческие силы и создал условия для их развития. С таким багажом гимназия одна из первых в регионе в 1991 году и сделала шаг к финансовой самостоятельности.
Бизнес и школа — понятия совместимые, доказала Ягринская гимназия
Чутьё на успех
Борис Космачев пришёл сюда в 1990 году, когда здание ещё только строилось. Но уже тогда, предугадывая непростой переходный период, принял дальновидное решение. Целый ряд свободных помещений предусмотрели для организации производств или видов услуг.
— Мы планировали создать трудовые ребячьи цеха, — вспоминает директор гимназии, — где будет производиться продукция, пользующаяся спросом у массового покупателя.
Шутка ли — школа производит товар и реализует его в массы? Но гимназия доказала: за марку отвечает. И теплицы делали, и мебель, и форму школьную шили. Даже получили патент на изобретение парты против сколиоза. Мебель реализовали в школы области, в том числе по заказу Министерства образования в начале 2000-х. Трудились в школьных цехах не только взрослые, но и подростки (на операциях, не требующих квалификации). И получали за это деньги. Некоторые производства работали в две-три смены.
— У нас были свой технолог, конструктор по разным видам производства, специалисты по снабжению и сбыту, продвижению товара на рынке, — рассказывает Борис Григорьевич. — Интересное было время.
Продукция распространялась на территории Северо-Запада, а полученная выручка шла на поддержку школы. Ведь бюджетных средств стали выделять мало: иногда зарплату педагогам не платили по полгода.
Вызовы
нового времени
Такого разнообразного производства в рамках одной школы с высоким уровнем конкурентоспособной продукции в стране надо было ещё поискать. Недаром интерес к Ягринской гимназии проявляли даже федеральные СМИ.
С тех пор ситуация сильно поменялась. Существенно увеличилось бюджетное финансирование школ, усложнилась правовая база, появилась система госзакупок — гимназия оказалась в ситуации жёсткой рыночной конкуренции. Сегодня, например, открылось много образовательных центров, школ подготовки водителей категории В (в гимназии уже 18 лет работает одна из первых автошкол города). А такого обилия небольших мебельных производств, пожалуй, нет больше ни в одном городе Северо-Запада. И всё же практически всё, что было создано в гимназии в начале 1990-х, сохранилось в том или ином объёме. Свернуть пришлось только керамическое и швейное производство, торговый киоск с канцтоварами.
— Сегодня производством физически некогда заниматься в том же объёме, — признаётся Борис Григорьевич. — Мы головы не поднимаем от бумаг и отчётов. Такого не было почти за 27 лет, что я работаю в образовании.
Но в том, что организация деятельности, приносящей прибыль, в школах возможна, не сомневается. Ведь проблема недостаточного финансирования всё ещё актуальна для учреждений образования. И интерес у директоров к этому есть — нередко приходилось консультировать, читая курсы по финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений образования. В школах в районах точечно организовали курсы водителей, магазины, столовые. Но не все знают, как к этой теме подступиться.
Меню
для индийцев
— Главная задача — предусмотреть то, что будет конкурентоспособным, в голове и на бумаге попытаться всё выстроить и во-плотить в металле, дереве или ткани, — считает он.
Самое простое и очевидное для школ — образовательные услуги, например по подготовке дошкольников. Но тут нужно найти свою фишку, чтобы люди пошли. Будет ли это уникальная методика или учитель с именем — зависит от руководителя. А средства, идущие в бюджет школы, оправдают себя. За 26 лет в большинстве учебных кабинетов гимназии с их помощью по несколько раз меняли мебель и технические средства обучения, перестилали линолеум, делали косметический ремонт. Эти же средства помогают решать социальные проблемы трудового коллектива, отправлять на конкурсы учителей и детей, оплачивать охрану здания и содержание транспорта. Большая статья расходов, на что вообще не предусмотрено бюджетных средств, — культурно-массовые мероприятия.
Ещё один интересный момент: с 2000 года в Ягринской гимназии работает самостоятельная школьная столовая. С каждым годом здесь увеличивают количество работников, расширяют ассортимент, ведут свою ценовую политику. Результат: можно выбрать комплекс на разную, вполне доступную, стоимость — 65 и 75 рублей. Фирменные блюда — рыба, запечённая по-фермерски с овощами и шампиньонами, говядина с черносливом, куриное филе в сметане, мясо по-французски. Всего этого в конце дня не остаётся, ведь некоторые ученики заглядывают сюда по три-четыре раза.
Особое меню разработали для детей индийских моряков. В дегустаторах — взыскательные родители, в течение месяца снимавшие пробы с разных блюд. Здесь поперчить, тут подсолить. И ребята с радостью едят то, что напоминает им домашнюю еду: макароны или рис со специями, курицу в томатном соусе, жареную рыбу. Рады дети— рада и школа.
Швейное производство в своё время сильно нас выручило. Мы шили десятки тысяч рабочих рукавиц и меняли их бартером на услуги. Благодаря им в том числе построили недостающие сто метров забора вдоль школы в 2000 году.
Своего пика соотношение внебюджета к тому, что поступало на учреждение из бюджета, достигло в 2001 году: тогда оно составило 66 процентов.
Подготовила Екатерина Курзенёва