Кто учит учителей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t6020202_d1086.jpg

Идти в ногу со временем — главное правило этой профессии, считает преподаватель САФУ Надежда Морозова. Когда-то она сама сидела за партой — сначала школьной, а потом студенческой, а сейчас обучает премудростям педагогической профессии новое поколение. Признаётся: это всегда взаимный обмен. Она берёт на вооружение от студентов умение обращаться с новинками техники, они — умение мыслить критически, любить и уважать родной язык.

Сегодня профессиональный праздник педагогов отмечают и в Гуманитарном институте

На этом занятии, например, ребята учатся разрабатывать социальные проекты. Выбирают актуальные темы, спорят, доказывают друг другу, что важнее. А Надежда Сергеевна направляет. Символично, что происходит всё это в кабинете Учителя (праздник служителей этой профессии отмечают сегодня). Том самом, в котором Олег Евгеньевич Раменский когда-то начинал проводить литературные гостиные и к оформлению которого Надежда Морозова, его ученица, имеет непосредственное отношение.
Когда в 2006 году преподавателя не стало, она вместе с коллегой Светланой Цапенко продолжила его дело, объединив неравнодушных к слову студентов. Каждый год 21 декабря, в день рождения Олега Евгеньевича, подводят итоги ушедшего сезона и городского поэтического конкурса «Поэзия — музыка слов».
— Приятно, что на этот вечер приходят не только те, кто работал с Олегом Евгеньевичем и учился у него, но и те, кто даже его не знал. Они идут посмотреть на одноклассника, читающего свои стихи, на учительницу, которую не видел со школы, — признаётся Надежда Сергеевна.
По образованию она — учитель русского языка и литературы. Окончила педколледж при бывшем Поморском государственном университете, а потом сразу же пошла учиться в институт. Работать в школе не довелось: к моменту окончания вуза не было свободных вакансий. Но из города уроженка Белого Озера не уехала. Вначале трудилась в библиотеке, а потом пригласили на кафедру языкознания, ныне кафедра общего германского языкознания Гуманитарного института филиала САФУ в г. Северодвинске, где и работает с 2005 года. С тех пор учебные программы менялись не раз.
— Мы всё время в тонусе, осваиваем новые дисциплины, — признаётся преподаватель.
Стремление постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем — вот самые важные для учителя качества, считает она. Ведь если остановишься, «река» убежит вперёд. И вспоминает преподавателя педколледжа Татьяну Николаевну Бечину, которая сейчас работает в школе в глубинке. Сколько лет она трудится, но продолжает каждый день готовиться к занятиям.
— Её требовательность к себе колоссальна! Уроки Татьяны Николаевны не похожи друг на друга, даже одна и та же тема в разных классах одной параллели звучит по-разному.
Сама Надежда Морозова обучает будущих учителей и ведёт в Гуманитарном институте такие дисциплины, как «Коммуникация в современном поликультурном пространстве», «Введение в проектную деятельность», «Активные методы обучения иностранному языку в школе». Любимые направления, которые, к сожалению, ушли из учебных планов, — психо- и социолингвистика, древние языки, детская речь.
В профессию, признаётся, шла с детства. Как и многие девочки, играла в школу: раскладывала тетрадки, что-то писала на воображаемой доске мелом. Вопрос, куда пойти учиться, не стоял ещё и потому, что представление об идеальном педагоге воплотилось в личности учителя начальных классов школы № 36 Анны Ильиничны Беловоловой. Везло с наставниками и потом. Они и привили ей любовь к слову. Вспоминает, как уже в средних классах отстаивала свою позицию перед одноклассницей по поводу знака препинания.
— Так мы сильно спорили, что наш учитель русского языка Анна Васильевна Колыбина, маленькая хрупкая женщина, прижалась к стене, думая, наверное, что мы сейчас подерёмся. Писать и говорить правильно для меня очень важно.
Ещё важнее — научить других этому. Ведь многих студентов объединяет тенденция к вольному обращению с языком в повседневном общении. Поэтому речь самого педагога должна быть примером.
Группы будущих педагогов в Гуманитарном институте сейчас стали меньше. Но по многим ребятам видно: они действительно готовятся идти в профессию. Русский язык, литература, иностранный язык — за последние годы в городе стало больше молодых учителей по этим направлениям, отмечает Надежда Сергеевна. Впрочем, идут в школы не только города, но и села.
Для своих двух детей в будущем она хотела бы учителя опытного, доброго, справедливого, современного, мобильного в плане методик, умеющего меняться, осваивать новое и не бояться трудностей. Именно таким качествам она и учит нынешних студентов.

«Наша профессия предполагает разнообразную работу каждый день: мы постоянно осваиваем новые формы работы, новый учебный материал, знакомимся с новыми студентами, коллегами. Этого не хватает даже в отпуске: скучать по привычному ритму начинаешь уже после двух недель беззаботного отдыха».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей