Идти в ногу со временем — главное правило этой профессии, считает преподаватель САФУ Надежда Морозова. Когда-то она сама сидела за партой — сначала школьной, а потом студенческой, а сейчас обучает премудростям педагогической профессии новое поколение. Признаётся: это всегда взаимный обмен. Она берёт на вооружение от студентов умение обращаться с новинками техники, они — умение мыслить критически, любить и уважать родной язык.
Сегодня профессиональный праздник педагогов отмечают и в Гуманитарном институте
На этом занятии, например, ребята учатся разрабатывать социальные проекты. Выбирают актуальные темы, спорят, доказывают друг другу, что важнее. А Надежда Сергеевна направляет. Символично, что происходит всё это в кабинете Учителя (праздник служителей этой профессии отмечают сегодня). Том самом, в котором Олег Евгеньевич Раменский когда-то начинал проводить литературные гостиные и к оформлению которого Надежда Морозова, его ученица, имеет непосредственное отношение.
Когда в 2006 году преподавателя не стало, она вместе с коллегой Светланой Цапенко продолжила его дело, объединив неравнодушных к слову студентов. Каждый год 21 декабря, в день рождения Олега Евгеньевича, подводят итоги ушедшего сезона и городского поэтического конкурса «Поэзия — музыка слов».
— Приятно, что на этот вечер приходят не только те, кто работал с Олегом Евгеньевичем и учился у него, но и те, кто даже его не знал. Они идут посмотреть на одноклассника, читающего свои стихи, на учительницу, которую не видел со школы, — признаётся Надежда Сергеевна.
По образованию она — учитель русского языка и литературы. Окончила педколледж при бывшем Поморском государственном университете, а потом сразу же пошла учиться в институт. Работать в школе не довелось: к моменту окончания вуза не было свободных вакансий. Но из города уроженка Белого Озера не уехала. Вначале трудилась в библиотеке, а потом пригласили на кафедру языкознания, ныне кафедра общего германского языкознания Гуманитарного института филиала САФУ в г. Северодвинске, где и работает с 2005 года. С тех пор учебные программы менялись не раз.
— Мы всё время в тонусе, осваиваем новые дисциплины, — признаётся преподаватель.
Стремление постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем — вот самые важные для учителя качества, считает она. Ведь если остановишься, «река» убежит вперёд. И вспоминает преподавателя педколледжа Татьяну Николаевну Бечину, которая сейчас работает в школе в глубинке. Сколько лет она трудится, но продолжает каждый день готовиться к занятиям.
— Её требовательность к себе колоссальна! Уроки Татьяны Николаевны не похожи друг на друга, даже одна и та же тема в разных классах одной параллели звучит по-разному.
Сама Надежда Морозова обучает будущих учителей и ведёт в Гуманитарном институте такие дисциплины, как «Коммуникация в современном поликультурном пространстве», «Введение в проектную деятельность», «Активные методы обучения иностранному языку в школе». Любимые направления, которые, к сожалению, ушли из учебных планов, — психо- и социолингвистика, древние языки, детская речь.
В профессию, признаётся, шла с детства. Как и многие девочки, играла в школу: раскладывала тетрадки, что-то писала на воображаемой доске мелом. Вопрос, куда пойти учиться, не стоял ещё и потому, что представление об идеальном педагоге воплотилось в личности учителя начальных классов школы № 36 Анны Ильиничны Беловоловой. Везло с наставниками и потом. Они и привили ей любовь к слову. Вспоминает, как уже в средних классах отстаивала свою позицию перед одноклассницей по поводу знака препинания.
— Так мы сильно спорили, что наш учитель русского языка Анна Васильевна Колыбина, маленькая хрупкая женщина, прижалась к стене, думая, наверное, что мы сейчас подерёмся. Писать и говорить правильно для меня очень важно.
Ещё важнее — научить других этому. Ведь многих студентов объединяет тенденция к вольному обращению с языком в повседневном общении. Поэтому речь самого педагога должна быть примером.
Группы будущих педагогов в Гуманитарном институте сейчас стали меньше. Но по многим ребятам видно: они действительно готовятся идти в профессию. Русский язык, литература, иностранный язык — за последние годы в городе стало больше молодых учителей по этим направлениям, отмечает Надежда Сергеевна. Впрочем, идут в школы не только города, но и села.
Для своих двух детей в будущем она хотела бы учителя опытного, доброго, справедливого, современного, мобильного в плане методик, умеющего меняться, осваивать новое и не бояться трудностей. Именно таким качествам она и учит нынешних студентов.
«Наша профессия предполагает разнообразную работу каждый день: мы постоянно осваиваем новые формы работы, новый учебный материал, знакомимся с новыми студентами, коллегами. Этого не хватает даже в отпуске: скучать по привычному ритму начинаешь уже после двух недель беззаботного отдыха».