MENU
Фото Владимира Ковпака Фото Владимира Ковпака

08.09.2016 • Судостроение

Самые главные задачи верфи

определил генеральный директор ЦС «Звёздочка» Николай Калистратов   Сложность заказов — Николай Яковлевич, какие основные задачи сегодня стоят перед «Звёздочкой»? — Самая главная задача для завода уже много десятилетий остаётся одна — ремонтировать, модернизировать и строить корабли. Её «Звёздочка» успешно решает. Так, например, в минувшем году центр судоремонта сдал флоту семь заказов. Два из них

определил генеральный директор ЦС «Звёздочка» Николай Калистратов

 

Сложность заказов

— Николай Яковлевич, какие основные задачи сегодня стоят перед «Звёздочкой»?

— Самая главная задача для завода уже много десятилетий остаётся одна — ремонтировать, модернизировать и строить корабли. Её «Звёздочка» успешно решает. Так, например, в минувшем году центр судоремонта сдал флоту семь заказов. Два из них были чрезвычайно сложными — это транспорт вооружения «Академик Ковалёв», который строился в Северодвинске, и сухогрузный транспорт «Яуза», модернизацию его выполнял наш филиал «Нерпа».

— А в чём проявилась сложность этих заказов?

— Если говорить о «Ковалёве», то главной проблемой сдаточного периода стали взаимоотношения с иностранными поставщиками оборудования. Хотя прямых санкций здесь не просматривалось, тем не менее мы столкнулись с фактическим отказом отдельных компаний в пусконаладочных работах. И нам, и в первую очередь проектанту эта наука пошла впрок: на «Академике Макееве» мы от этих проблем уже застраховались, сведя долю импортного оборудования к минимуму.

Что касается «Яузы», то работа на этом заказе начала создавать трудности уже с момента приёма его в ремонт. Судну больше сорока лет, построечная документация была утрачена, проектант от сопровождения переоборудования отказался, дефектация до подписания контракта не проводилась, объёмы работ заказчик постоянно уточнял в сторону увеличения… В итоге судно было практически полностью перестроено. В мае мы его передали флоту, а в июле «Яуза» начала обеспечивать операцию российских ВКС в Сирии. Судно отработало в жарком Средиземнорье без замечаний и сейчас выполняет свои задачи уже в холодной Арктике. Трудный был заказ, но мы сделали его надёжно и качественно. И в прошлом, и в нынешнем году отлично отработал наш филиал в Астрахани. В 2015 году астраханский завод сдал после ремонта ракетный корабль «Татарстан» и ракетный катер «Ступинец». В нынешнем году досрочно сдан спасательный буксир «СБ-738».

Надо сказать, что сегодняшняя загрузка «Звёздочки» помимо своего огромного объёма характеризуется и чрезвычайной сложностью. У нас что ни заказ, то головной или несерийный. «Леопард» — головной, «Подмосковье» — несерийный, «Устинов» — опять головной… Даже на хорошо знакомых нам стратегах проекта 667БДРМ, которые во втором цикле заводских ремонтов приходят на завод, внедряются результаты НИОКР, как, например, сейчас на «Туле».

— Вы упомянули об огромном объёме загрузки. А подробнее можете рассказать?

— Цифр я по понятным причинам называть не стану, но скажу, что cегодня на заводе в ремонте, модернизации и постройке больше 10 кораблей. Несколько из них — сдаточные этого года. В Северодвинске завершается ремонт крейсера «Маршал Устинов», атомных лодок «Орёл» и «Подмосковье». 35-й СРЗ должен завершить работы на «Адмирале Кузнецове» и обеспечить его готовность к применению по предназначению. На этом корабле в Мурманске, кстати, работают почти 300 человек головной «Звёздочки». Астраханский СРЗ завершает строительство двух спасательных буксиров… И в следующем году это напряжение не спадёт. В ближайшие пять лет мы не видим угроз для снижения объёмов работы.

 

Работы впереди много

— А загрузка после 2020 года, когда, по словам высокопоставленных лиц, госзаказ пойдёт на спад, как-то изменится?

— Сейчас завершается работа над государственной программой вооружения на 2018—2025 годы. Нам, с высокой степенью вероятности, удастся отстоять все позиции по ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию кораблей ВМФ. Об этом, в частности, говорил президент ОСК Алексей Рахманов на встрече с работниками «Звёздочки». Многое, конечно, зависит от того, в каком направлении будет двигаться государственная политика вообще, но при сохранении курса, который выбран нынешней властью — президентом, правительством и который поддерживается большинством депутатов Государственной Думы, за загрузку «Звёздочки» тревожиться не придётся.

Раз уж затронули тему политики, то надо обратить внимание и на внешнеэкономическую деятельность центра судоремонта. Как известно, сейчас мы выполняем ремонт индийской субмарины «Синдукесари». Этот заказ выгоден не только в финансовом смысле, но и с точки зрения расширения сотрудничества с инозаказчиками. В сфере ВТС развивается ряд масштабных проектов, проектов очень перспективных. И в них «Звёздочке» отводится существенный объём работы. Но, повторюсь, на этом направлении тоже существуют определённые риски. Залогом реализации всех наших планов является стабильность и предсказуемость внутренней и внешней политики страны. Любой инозаказчик при размещении своих контрактов руководствуется не только классической триадой «срок — цена — качество», но и принимает во внимание возможные политические риски.

Подводя черту под ответом, хочу сказать лаконично: работы у «Звёздочки» и сегодня, и впереди очень много.

 

На повестке дня — автомобильный мост

— Если такая масштабная загрузка по военной тематике, то какую политику проводит руководство предприятия в отношении гражданской продукции?

— Я всегда говорил, что на двух ногах стоять легче и надёжнее, чем на одной. Для завода эти две ноги — оборонный заказ и гражданский заказ. Конечно, сейчас мы перегружены военной тематикой, но компетенцию в гражданской сфере необходимо поддерживать постоянно, и эта компетенция необязательно должна носить судостроительный характер. «Звёздочка» располагает развитой машиностроительной базой и способна решать задачи, далекие от морской тематики. Примером может служить строительство инфраструктуры под космический комплекс «Ангара» на космодроме Плесецк. Мы также с оптимизмом смотрим на шельфовые проекты, пусть сегодня для них и не лучшая конъюнктура, и готовы не только строить морскую технику, но и принимать участие в обустройстве месторождений, строительстве инфраструктуры для них.

Важным и развивающимся направлением в гражданской тематике является наше производство судовых движительных комплексов. Всеми «детскими болезнями» этот проект уже переболел и сегодня вышел на серийное производство винторулевых комплексов. Пока мы — единственный российский поставщик такого оборудования. Весь инжиниринговый цикл — от проектирования до монтажа готового изделия на заказ — локализован в нашем центре пропульсивных систем (ЦПС). В нынешнем году введена в строй первая очередь сборочного производства ЦПС, ведётся строительство второй очереди. Надо поблагодарить президента и правительство России за существенную поддержку этого проекта, который софинансируется за счёт федеральных целевых программ.

— А объём средств, которые «Звёздочка» получила от государства на свою модернизацию, секретом не является?

— Объём федеральных средств, которые государство инвестировало в «Звёздочку» за последние годы, исчисляется миллиардами рублей. Эти средства были вложены в совершенствование системы ядерной и радиационной безопасности, модернизацию производства для ремонта АПЛ третьего поколения, развитие производства пропульсивных систем. Проведена реконструкция одного из эллингов, как я уже говорил, построен новый цех сборки ВРК, проведено множество других работ. Наконец, самый важный объект, который мы построили при финансовом участии государства, — это железнодорожный мост на Ягры. Больше десяти лет мы стучались во все московские кабинеты. Получили поддержку в правительстве, нас активно поддержало руководство Государственной Думы, и вопрос безопасной транспортировки отработавшего ядерного топлива мы совместными усилиями решили. Теперь на повестке дня второй, не менее актуальный вопрос — автомобильный мост. Хотелось бы, чтобы после выборов в Думе оказались люди, которые понимали бы эту проблематику, помогали бы нам и городу решать этот вопрос.

 

Кадровые службы ищут «жемчужины»

— В последние годы много говорилось о проблеме кадрового потенциала оборонки. Насколько остро этот вопрос стоит перед «Звёздочкой»?

— Сказать, что мы решили все трудности с обеспечением завода кадрами, безусловно, нельзя. Но, как мне представляется, сегодня эта проблема для нас несколько трансформировалась. Задача наращивания численности перед «Звёздочкой» не стоит. Сегодня мы ориентируем наши кадровые службы на, образно говоря, поиск жемчужин. Это рабочие основных специальностей высокой квалификации, это инженеры с дипломами физиков-ядерщиков, вооруженцев. Восполнение естественного оттока инженеров — корпусников, механиков, специалистов по силовым установкам — мы решаем в традиционном сотрудничестве с Севмашвтузом, а специалистов, которых наш втуз не готовит, ищем по всей стране — в Питере, Брянске, Томске и других городах. И ребята едут. Сначала на практику, затем, получив диплом, навсегда. Гарантированно трудоустраиваются выпускники профильных городских техникумов, обеспечивая преемственность поколений.

К сожалению, общий уровень специалистов, приходящих к нам из вузов, снижается. Поэтому помимо поиска специалистов мы развиваем и систему внутризаводского обучения и переподготовки кадров. Молодёжь попадает в бригады профессионалов, в руки наставников. Наставничество, кстати, вместе с погружением в реальный производственный процесс, на мой взгляд, является самым эффективным способом обучения рабочего.

В целом, если брать некий средний уровень рабочего по стране, то квалификация наших рабочих очень высокая. Не случайно стало уже нормой участие наших рабочих в сдаче кораблей на других заводах ОСК. Так, например, самых высоких оценок удостоились наши рабочие, участвовавшие в сдаче заказа на Амурском заводе. Полагаю, что такой уровень диктуется сложностью кораблей, которые ремонтирует и модернизирует «Звёздочка». Атомная подводная лодка сама по себе является одной из сложнейших технических систем, созданных человеком, и ремонт её существенно сложнее строительства. Поэтому поневоле приходится и рабочему, и инженеру подтягиваться к этой высокой планке. Иначе ни пользы не принесёшь, ни денег не заработаешь.

 

Новоселье к 2018 году

— А что-то кроме денег завод своим работникам может предложить?

— О деньгах, думаю, всё равно надо сказать. Ситуация у нас хоть и непростая, но, тем не менее, мы находим возможности регулярно повышать заработную плату. За последние пять лет средняя зарплата по «Звёздочке» выросла почти вдвое — с 29 тысяч рублей в 2011 году до 57 тысяч в текущем. К сожалению, не всё в нашей власти. Существующие механизмы ценообразования на работы в сфере госзаказа в их нынешнем состоянии практически не приносят исполнителям ГОЗ прибыли. Рентабельность госконтрактов низкая, соответственно, и финансовый запас для повышения размера оплаты труда несущественный. Он в обязательном порядке согласуется с государственным заказчиком. Если нам удастся при участии депутатов Госдумы создать эффективное лобби и откорректировать законодательную базу таким образом, чтобы госзаказ было выгодно исполнять, тогда и возможностей для роста зарплаты будет существенно больше.

Вернёмся к вопросу «кроме денег»… Я не буду перечислять все социально ориентированные программы, действующие уже многие десятилетия. Научно-технический центр, профилакторий, лечебно-оздоровительный комплекс, пароход «Гоголь» работали, работают и будут работать, обеспечивая удовлетворение потребностей не только наших работников, но и всех горожан в сфере досуга, культуры и развлечений.

Остановлюсь на том, что существенно освежило социальный облик завода. Во-первых, это стадион «Беломорец». Многие уже забыли, какой неприглядный вид он имел лет десять назад. А сегодня это целый спортивно-физкультурный оазис, не похожий ни на один другой стадион города и области. Не случайно, что первый в истории Северодвинска круглогодичный ледовый каток появился на «Беломорце». Все эти положительные изменения стали возможны благодаря группе заводчан-энтузиастов, которые смогли убедить городские и областные власти привлечь финансирование. Это результат как раз той системной работы, которую следовало бы ожидать от наших депутатов, в первую очередь думских.

Во-вторых, «Звёздочка» начала строительство своего жилья. Первая девятиэтажка уже выросла на три этажа, а к началу 2018 года более двухсот семей корабелов въедут в новые квартиры.

В-третьих, нам удалось решить вопрос о передаче в собственность работников «Звёздочки» земель на берегу Лаи для обустройства дачных участков. Угодья эти давно не использовались, и мы вышли с такой инициативой на руководство ОСК. Идею нашу поддержал президент корпорации, и сегодня мы уже выполняем инженерное обустройство вновь образованного дачного поселка.

Вложения «Звёздочки» в социальную сферу свидетельствуют о благополучном финансовом положении?

— Я бы сказал, что это скорее результат компромиссов между экономикой и социальной ответственностью предприятия. И этот вопрос далеко не простой.

Как я уже говорил, есть ряд существенных препятствий для интенсивного развития завода, разрешения существующих экономических трудностей. Кавалерийским наскоком в одиночку их не решить. Надо работать над усилением государственного регулирования в отрасли, необходимо формулировать и продвигать такие решения, которые сделают исполнение госзаказа экономически выгодным для предприятий, дадут возможность вкладывать средства в модернизацию, закупку нового оборудования и инструмента. Работа эта должна носить профессиональный командный характер и вестись на всех уровнях власти. Вопрос в том, как сформировать команду, способную, с одной стороны, смотреть на ситуацию широко, а с другой — разбираться в деталях, знать отрасль. Будет такая команда — будут новые заказы, будет развитие, возможность решать насущные социальные проблемы, мост на Ягры новый появится… Каждому из нас надо думать, за кого и почему голосовать.

Как вы думаете, удастся «Звёздочке» сохранить положительную динамику?

— Я уверен, что при сохранении принятого действующей властью курса мы продолжим развивать завод, реализовывать новые проекты и улучшать жизнь наших работников. Многое, впрочем, зависит и от них самих. И речь я веду не только о добросовестном труде. Мы с вами беседуем накануне выборов в Государственную Думу. Я прошу всех работников центра судоремонта принять участие в выборах. Не собираюсь ни за кого агитировать, этот выбор должен сделать сам гражданин. Но всё же прошу каждого прийти на свой избирательный участок. Россия доверяет нам сложнейшую технику, гарантирующую суверенитет Отечества. Давайте покажем, что нам не безразлична судьба своей страны.

Беседовал Алексей МОРОЗОВ

Comments are closed.

« »