Есть потенциал для развития!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/08/861_d1085.jpg

Интервью с генеральным директором АО «ПО «Севмаш» Михаилом Будниченко

Фото О. Перова

Фото О. Перова

— Михаил Анатольевич, на выполнении каких заказов предприятие сосредоточится в ближайшее время, в частности в 2016—2017 годах?

— Три года назад, завершив гражданские проекты — строительство и ввод в эксплуатацию уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломная», строительство мегаяхт и (по линии военно-технического сотрудничества) модернизацию авианосца «Викрамадитья» для военно-морских сил Индии, Севмаш сосредоточился только на одной, основной и главной своей задаче — создании группировки атомных подводных лодок 4-го поколения проектов «Ясень» и «Борей».

Отмечу, что, несмотря на конверсионные направления деятельности предприятия, выполнять программу гособоронзаказа мы не прекращали даже в самые трудные времена. Именно поэтому сегодня уже четыре АПЛ проектов «Борей» и «Ясень» приняты в состав Военно-морского флота и успешно себя проявили в деле. На стапелях продолжается строительство других кораблей этих проектов. На АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» работы ведутся в соответствии с графиками, утверждёнными Министерством обороны РФ. В этом году приступим к строительству ещё двух кораблей.

— Как можно оценить уровень кадровой обеспеченности предприятия? Какова потребность в рабочих и специалистов?

— В целом кадровая обеспеченность удовлетворительная, но есть дефицит квалифицированных специалистов, в первую очередь основных судостроительных профессий. До конца 2016 года необходимо дополнительно набрать около тысячи электросварщиков, сборщиков КМС, газорезчиков, станочников по холодной обработке металлов, слесарей-монтажников и рабочих других основных специальностей. Кроме набора рабочих кадров со стороны решаем проблему и собственными силами. Севмаш получил бессрочную лицензию на профессиональную подготовку и дополнительное образование.

Согласно этому документу мы можем готовить рабочих любой профессии и повышать квалификацию специалистов. В цехах постоянно проходят производственное обучение от двухсот до шестисот работников по профессиям, наиболее востребованным в настоящее время и на ближайшую перспективу. Кроме того, у нас ежегодно проходят практику до двухсот учащихся базового училища (теперь это техникум судостроения и машиностроения) и до пятидесяти студентов иных учебных заведений.

— Михаил Анатольевич, какие условия созданы для молодых сотрудников для профессионального роста, образования?

— Во-первых, в Северодвинске удалось сохранить систему подготовки рабочих и инженеров для судостроения, которая сформировалась ещё в СССР. В одной связке работали производственное училище, техникум и вуз. Сегодня подготовку рабочих и мастеров осуществляют техникум судостроения и машиностроения (ТСиМ) и технический колледж филиала САФУ. Кстати, ТСиМ исторически является базовым учебным заведением для Севмаша, ежегодно выпуская до двухсот квалифицированных сварщиков, сборщиков и монтажников. Высокий уровень подготовки подтверждается победами в городских и областных конкурсах профмастерства.

Во-вторых, подготовка инженерных кадров также ведётся системно. Ее обеспечивает Институт судостроения морской арктической техники (Севмашвтуз). В советское время это был филиал Ленинградского кораблестроительного института, а сегодня институт входит в состав Северного Арктического федерального университета — крупнейшего вуза Поморья. Здесь отлично зарекомендовала себя система «завод-втуз»: теоретическое обучение студентов ведётся без отрыва от производства.

В-третьих, у рабочих и специалистов Севмаша есть возможность проходить обучение и повышать квалификацию непосредственно на предприятии, в учебном центре при отделе технического обучения. Но для решения кадровой проблемы мало просто подготовить специалистов и рабочих — нужно обеспечить им комфорт и вне стен завода. Этот комплекс мер мы условно называем программой «Три Д», то есть достойная зарплата, доступное жильё, досуг на современном уровне. Эти составляющие легли в основу кадровой политики предприятия.

— Недавно состоялась закладка нового жилого дома для работников предприятия. Расскажите об этой инициативе завода, о социальной политике Севмаша.

— 14 июля в районе улицы Набережная реки Кудьмы состоялась закладка пятого жилого дома, который Севмаш построит для своих работников. В 2012 году мы приняли решение о строительстве многоквартирных домов для корабелов на основе долевого участия за счёт средств предприятия и работников. Всего в рамках Программы жилищного строительства ОАО «ПО «Севмаш» на период 2012—2020 гг. планируется построить тринадцать домов. В 2013 году ключи от квартир первого нашего дома корабелам лично вручил вице-премьер россий-ского правительства Дмитрий Рогозин. Отмечу, что стоимость квадратного метра жилплощади в таких домах ниже рыночной. Севмаш частично компенсирует своим работникам расходы, связанные с уплатой процентов по ипотечным кредитам.

Кроме того, большое внимание уделяем социальной сфере. Заводчане могут поправить здоровье в санатории-профилактории «Севмаш», в двух пансионатах на Черном море. Для корабелов работают спортивные объекты ФОК «Севмаш», к их услугам Дом корабела и Дом техники. Понимаем, что в современных условиях надо не только эффективно использовать опыт уже состоявшихся специалистов, но и создавать условия для  карьерного и профессионального роста молодёжи, поэтому молодёжной политике уделяем серьёзное внимание.

Молодые специалисты ежегодно представляют Севмаш на престижных научно-технических конференциях, занимаются рационализаторской и изобретательской деятельностью, участвуют в городских благотворительных акциях. Мы также понимаем, что воспитывать патриотизм, уважение к рабочим профессиям нужно с малых лет. Поэтому профориентационную работу начинаем вести уже с воспитанниками детских садов, затем школ. Занятия, открытые уроки, семинары, экскурсии на завод проводят молодые инженеры Севмаша. В нескольких райцентрах Архангельской области создали «классы Севмаша». В Северодвинском лицее действует «школа инженеров», программа которой разработана специалистами Севмаша совместно с педагогами учебного заведения. Авторы этого проекта стали лауреатами Ломоносовской премии.

Весь этот комплекс мероприятий нацелен на решение важной задачи — обеспечить Севмаш кадрами, необходимыми для успешного выполнения Государственной программы вооружений в части создания и развития атомного подводного флота России.

— Продолжается ли программа модернизации судостроительных мощностей?

— Современные атомные подводные корабли становятся всё более технологически сложными, в связи с этим на предприятии необходимо обновлять оборудование, внедрять новые технологии. Модернизация мощностей завода выполняется в рамках федеральных целевых программ, рассчитанных до 2020 года. Обновление идёт по всем направлениям: от закупки нового сварочного оборудования, замены станочного парка в цехах до создания транспортно-передаточного комплекса, который позволит внедрить новую схему транспортировки крупных конструкций. Ведётся техперевооружение испытательно-сдаточного, машиностроительного производств. В этом году приступим к модернизации литейного производства. Изменения происходят интенсивно, Севмаш меняется буквально на глазах.

— В СМИ проходила информация, что наши крупнейшие боевые корабли «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» будут ремонтироваться на Севмаше. Это соответствует действительности?

— По направлению ремонта надводных кораблей Министерство обороны поставило перед Севмашем задачу выполнить работы на корабле проекта 11442М. Это масштабная работа, но для нас не новая: первым надводным кораблём, проходившим ремонт и модернизацию на предприятии, был авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переоборудованный в авианосец для военно-морских сил Индии. Будут ли на Севмаше ремонтироваться крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» — компетенция Министерства обороны РФ как заказчика.

— Как идёт ремонт и модернизация корабля проекта 11442М?

— Севмаш выполнил корпусные работы: дробеструйную    очистку, грунтовку, завершил дефектацию корпуса. Она не выявила больших проблем. В этом году будут заключены договоры на поставку оборудования. В ремонте корабля задействованы сотни предприятий. В таких проектах от всех участников требуется понимание общей задачи и ритмичное выполнение своего фронта работ.

— Планируется ли на Севмаше строительство АПЛ пятого поколения?

— Идти не в ногу со временем, а на шаг впереди — таков подход отечественной науки и промышленности. Поэтому совершенствование проектов атомных подводных лодок — одна из ключевых задач санкт-петербургских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А завод-строитель всегда должен быть готов выполнить новую задачу, обозначенную конструкторами. Для этого мы сейчас и проводим техническое перевооружение предприятия, чтобы оно готово было к вызовам времени.

— Михаил Анатольевич, недавно состоялось годовое собрание акционеров предприятия. Каково финансово-экономическое состояние Севмаша?

— 2015 год Севмаш завершил с положительными результатами по всем показателям и с очень хорошей динамикой. Удалось покрыть убытки прошлых лет в полном объёме и получить прибыль. По итогам предыдущей деятельности Севмаш в 2012 году находился в убытке, который составлял более 8,4 млрд рублей. С тех пор мы принимали различные меры по оздоровлению предприятия, выходу из создавшейся финансовой ямы. Проводилась большая планомерная работа по увеличению доходов, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и многое другое. И сегодня мы видим результат. По итогам 2015 года удалось ликвидировать накопленный за предыдущие годы убыток и получить прибыль 1,8 млрд руб.

За четыре года мы существенно повысили заработную плату: если в 2012 году она составляла 32,4 тысячи рублей в месяц, то в 2015 году уже 53,6 тысячи.

Наиболее яркие показатели предприятия в 2015 году таковы: только за год рост объёмов производства составил 23,1%, выручка увеличилась на 21,4%, выработка работника — на 15,8%, чистая прибыль — в 2,2 раза. Также предприятие нарастило собственные активы — по итогам прошлого года они составили 33,6 млрд руб. А это в 2,8 раза больше уставного капитала Севмаша. Всё это говорит об устойчивом финансовом положении предприятия и значительном потенциале для его дальнейшего развития.

Екатерина ПИЛИКИНА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей