Интервью с генеральным директором АО «ПО «Севмаш» Михаилом Будниченко
— Михаил Анатольевич, на выполнении каких заказов предприятие сосредоточится в ближайшее время, в частности в 2016—2017 годах?
— Три года назад, завершив гражданские проекты — строительство и ввод в эксплуатацию уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломная», строительство мегаяхт и (по линии военно-технического сотрудничества) модернизацию авианосца «Викрамадитья» для военно-морских сил Индии, Севмаш сосредоточился только на одной, основной и главной своей задаче — создании группировки атомных подводных лодок 4-го поколения проектов «Ясень» и «Борей».
Отмечу, что, несмотря на конверсионные направления деятельности предприятия, выполнять программу гособоронзаказа мы не прекращали даже в самые трудные времена. Именно поэтому сегодня уже четыре АПЛ проектов «Борей» и «Ясень» приняты в состав Военно-морского флота и успешно себя проявили в деле. На стапелях продолжается строительство других кораблей этих проектов. На АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» работы ведутся в соответствии с графиками, утверждёнными Министерством обороны РФ. В этом году приступим к строительству ещё двух кораблей.
— Как можно оценить уровень кадровой обеспеченности предприятия? Какова потребность в рабочих и специалистов?
— В целом кадровая обеспеченность удовлетворительная, но есть дефицит квалифицированных специалистов, в первую очередь основных судостроительных профессий. До конца 2016 года необходимо дополнительно набрать около тысячи электросварщиков, сборщиков КМС, газорезчиков, станочников по холодной обработке металлов, слесарей-монтажников и рабочих других основных специальностей. Кроме набора рабочих кадров со стороны решаем проблему и собственными силами. Севмаш получил бессрочную лицензию на профессиональную подготовку и дополнительное образование.
Согласно этому документу мы можем готовить рабочих любой профессии и повышать квалификацию специалистов. В цехах постоянно проходят производственное обучение от двухсот до шестисот работников по профессиям, наиболее востребованным в настоящее время и на ближайшую перспективу. Кроме того, у нас ежегодно проходят практику до двухсот учащихся базового училища (теперь это техникум судостроения и машиностроения) и до пятидесяти студентов иных учебных заведений.
— Михаил Анатольевич, какие условия созданы для молодых сотрудников для профессионального роста, образования?
— Во-первых, в Северодвинске удалось сохранить систему подготовки рабочих и инженеров для судостроения, которая сформировалась ещё в СССР. В одной связке работали производственное училище, техникум и вуз. Сегодня подготовку рабочих и мастеров осуществляют техникум судостроения и машиностроения (ТСиМ) и технический колледж филиала САФУ. Кстати, ТСиМ исторически является базовым учебным заведением для Севмаша, ежегодно выпуская до двухсот квалифицированных сварщиков, сборщиков и монтажников. Высокий уровень подготовки подтверждается победами в городских и областных конкурсах профмастерства.
Во-вторых, подготовка инженерных кадров также ведётся системно. Ее обеспечивает Институт судостроения морской арктической техники (Севмашвтуз). В советское время это был филиал Ленинградского кораблестроительного института, а сегодня институт входит в состав Северного Арктического федерального университета — крупнейшего вуза Поморья. Здесь отлично зарекомендовала себя система «завод-втуз»: теоретическое обучение студентов ведётся без отрыва от производства.
В-третьих, у рабочих и специалистов Севмаша есть возможность проходить обучение и повышать квалификацию непосредственно на предприятии, в учебном центре при отделе технического обучения. Но для решения кадровой проблемы мало просто подготовить специалистов и рабочих — нужно обеспечить им комфорт и вне стен завода. Этот комплекс мер мы условно называем программой «Три Д», то есть достойная зарплата, доступное жильё, досуг на современном уровне. Эти составляющие легли в основу кадровой политики предприятия.
— Недавно состоялась закладка нового жилого дома для работников предприятия. Расскажите об этой инициативе завода, о социальной политике Севмаша.
— 14 июля в районе улицы Набережная реки Кудьмы состоялась закладка пятого жилого дома, который Севмаш построит для своих работников. В 2012 году мы приняли решение о строительстве многоквартирных домов для корабелов на основе долевого участия за счёт средств предприятия и работников. Всего в рамках Программы жилищного строительства ОАО «ПО «Севмаш» на период 2012—2020 гг. планируется построить тринадцать домов. В 2013 году ключи от квартир первого нашего дома корабелам лично вручил вице-премьер россий-ского правительства Дмитрий Рогозин. Отмечу, что стоимость квадратного метра жилплощади в таких домах ниже рыночной. Севмаш частично компенсирует своим работникам расходы, связанные с уплатой процентов по ипотечным кредитам.
Кроме того, большое внимание уделяем социальной сфере. Заводчане могут поправить здоровье в санатории-профилактории «Севмаш», в двух пансионатах на Черном море. Для корабелов работают спортивные объекты ФОК «Севмаш», к их услугам Дом корабела и Дом техники. Понимаем, что в современных условиях надо не только эффективно использовать опыт уже состоявшихся специалистов, но и создавать условия для карьерного и профессионального роста молодёжи, поэтому молодёжной политике уделяем серьёзное внимание.
Молодые специалисты ежегодно представляют Севмаш на престижных научно-технических конференциях, занимаются рационализаторской и изобретательской деятельностью, участвуют в городских благотворительных акциях. Мы также понимаем, что воспитывать патриотизм, уважение к рабочим профессиям нужно с малых лет. Поэтому профориентационную работу начинаем вести уже с воспитанниками детских садов, затем школ. Занятия, открытые уроки, семинары, экскурсии на завод проводят молодые инженеры Севмаша. В нескольких райцентрах Архангельской области создали «классы Севмаша». В Северодвинском лицее действует «школа инженеров», программа которой разработана специалистами Севмаша совместно с педагогами учебного заведения. Авторы этого проекта стали лауреатами Ломоносовской премии.
Весь этот комплекс мероприятий нацелен на решение важной задачи — обеспечить Севмаш кадрами, необходимыми для успешного выполнения Государственной программы вооружений в части создания и развития атомного подводного флота России.
— Продолжается ли программа модернизации судостроительных мощностей?
— Современные атомные подводные корабли становятся всё более технологически сложными, в связи с этим на предприятии необходимо обновлять оборудование, внедрять новые технологии. Модернизация мощностей завода выполняется в рамках федеральных целевых программ, рассчитанных до 2020 года. Обновление идёт по всем направлениям: от закупки нового сварочного оборудования, замены станочного парка в цехах до создания транспортно-передаточного комплекса, который позволит внедрить новую схему транспортировки крупных конструкций. Ведётся техперевооружение испытательно-сдаточного, машиностроительного производств. В этом году приступим к модернизации литейного производства. Изменения происходят интенсивно, Севмаш меняется буквально на глазах.
— В СМИ проходила информация, что наши крупнейшие боевые корабли «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» будут ремонтироваться на Севмаше. Это соответствует действительности?
— По направлению ремонта надводных кораблей Министерство обороны поставило перед Севмашем задачу выполнить работы на корабле проекта 11442М. Это масштабная работа, но для нас не новая: первым надводным кораблём, проходившим ремонт и модернизацию на предприятии, был авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переоборудованный в авианосец для военно-морских сил Индии. Будут ли на Севмаше ремонтироваться крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» — компетенция Министерства обороны РФ как заказчика.
— Как идёт ремонт и модернизация корабля проекта 11442М?
— Севмаш выполнил корпусные работы: дробеструйную очистку, грунтовку, завершил дефектацию корпуса. Она не выявила больших проблем. В этом году будут заключены договоры на поставку оборудования. В ремонте корабля задействованы сотни предприятий. В таких проектах от всех участников требуется понимание общей задачи и ритмичное выполнение своего фронта работ.
— Планируется ли на Севмаше строительство АПЛ пятого поколения?
— Идти не в ногу со временем, а на шаг впереди — таков подход отечественной науки и промышленности. Поэтому совершенствование проектов атомных подводных лодок — одна из ключевых задач санкт-петербургских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А завод-строитель всегда должен быть готов выполнить новую задачу, обозначенную конструкторами. Для этого мы сейчас и проводим техническое перевооружение предприятия, чтобы оно готово было к вызовам времени.
— Михаил Анатольевич, недавно состоялось годовое собрание акционеров предприятия. Каково финансово-экономическое состояние Севмаша?
— 2015 год Севмаш завершил с положительными результатами по всем показателям и с очень хорошей динамикой. Удалось покрыть убытки прошлых лет в полном объёме и получить прибыль. По итогам предыдущей деятельности Севмаш в 2012 году находился в убытке, который составлял более 8,4 млрд рублей. С тех пор мы принимали различные меры по оздоровлению предприятия, выходу из создавшейся финансовой ямы. Проводилась большая планомерная работа по увеличению доходов, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и многое другое. И сегодня мы видим результат. По итогам 2015 года удалось ликвидировать накопленный за предыдущие годы убыток и получить прибыль 1,8 млрд руб.
За четыре года мы существенно повысили заработную плату: если в 2012 году она составляла 32,4 тысячи рублей в месяц, то в 2015 году уже 53,6 тысячи.
Наиболее яркие показатели предприятия в 2015 году таковы: только за год рост объёмов производства составил 23,1%, выручка увеличилась на 21,4%, выработка работника — на 15,8%, чистая прибыль — в 2,2 раза. Также предприятие нарастило собственные активы — по итогам прошлого года они составили 33,6 млрд руб. А это в 2,8 раза больше уставного капитала Севмаша. Всё это говорит об устойчивом финансовом положении предприятия и значительном потенциале для его дальнейшего развития.
Екатерина ПИЛИКИНА