Слово ранит, слово лечит

Трудовые споры и жилье, капремонт и управляющие организации, социальное и пенсионное обеспечение, пенитенциарная система и ЖКХ — по этим и многим другим вопросам обращаются северодвинцы за помощью и содействием к уполномоченному по правам человека в Архангельской области Любови Анисимовой. Писем и жалоб много (см. таблицу).

Неожиданный вывод на тему медицины из практики уполномоченного по правам человека

 

Кстати, по числу респондентов наш город — второй в регионе. Интересная особенность: северодвинцы отличаются коллективизмом. Достаточно часто собеседниками уполномоченного выступают инициативные группы и общественные организации, различные сообщества и объединения. Используются все способы диалога — письменное, электронное и устное, во время личных приёмов и «прямых линий», общение. Темой сегодняшнего разговора мы выбрали здравоохранение.

 

Бесплатно

значит доступно?

— Любовь Викторовна, почему в своих обращениях к вам горожане ставят на одно из первых мест медицину?

— Это характерно не только для Северодвинска и нашего региона. Мы обращаем внимание и на проводимые в целом по России социологические опросы и видим, что люди очень переживают, что сфера бесплатного здравоохранения понемногу стала сжиматься. Это происходит путём рекомендаций, направлений, предложений в ускоренном порядке пройти обследования через систему платных услуг. В то время как программой госгарантий они предусмотрены. Здесь нет ничего противозаконного, но люди обеспокоены.

— Речь идёт об обыкновенных процедурах или имеется в виду нечто узкопрофессиональное?

— Здесь всё. Конечно, жители Северодвинска озабочены и проблемой получения, качеством и доступностью в том числе высокотехнологичной медпомощи. В ходе последнего выездного приема тоже возникал такой вопрос: пациенту была необходима дорого-стоящая операция. Мы не вправе раскрывать подробности, скажем только, что посоветовали связаться с соответствующими фондами, т.к. этот вид медпомощи не предусмотрен программой обязательного медицинского страхования.

Вербальная терапия

— Любовь Викторовна, к сожалению, никого уже не удивишь отсутствием лекарств, очередями на приём и прочими проблемами. Единственное, с чем люди не хотят мириться, — это деформация общения. На смену нормальному диалогу врача с пациентом пришёл конвейерный метод.

— Согласна с гражданами и полностью поддерживаю их обеспокоенность, потому что врачи — люди, которые в первую очередь лечат словом. Я не понимаю, почему сегодня должно быть иначе. В большинстве случаев люди жалуются на равнодушие, грубость со стороны врачей и медперсонала. Я не раз слышала: «Мы не психотерапевты». Но ведь врачи — это особая специальность. Человек, выбравший её, должен учитывать,  что ему не обойтись без хорошей коммуникации.

— Может, проблема в том, что врачи — такие же люди, а человека нельзя как робота взять и переключить на нужную функцию?

— Мне тоже не раз говорили, что врачи — срез общества, в котором сейчас много агрессии, грубости, и это переносится в профессиональную плоскость. Я не согласна с этим принципиально. Потому что есть определённая этика, есть определенные стандарты поведения. Более того, я считаю, что люди, которые проходят государственную подготовку и работают в госучреждениях, должны подавать пример определённых стандартов поведения, уровня культуры. Конечно, без двустороннего движения навстречу друг другу здесь ничего не получится.

 

Увидеть

в каждом человека

— Уверен, наши читатели скажут, что этой нормы должны придерживаться и другие служащие. Тем более что есть и другая беда — формальные отписки, немотивированные отказы в ответ на письма граждан.

— Мы убеждены, что обращений было бы гораздо меньше, если на различных уровнях взаимодействия с гражданами им не просто давались бы отказы как таковые — нельзя, и на этом точка, а предоставлялись развернутые пояснения, почему невозможно. Чтобы человек понял, в чём причина отказа. Например, если нет какого-либо документа в предоставляемом пакете, то, на мой взгляд, следует не просто указывать на дверь, дескать, сам пойми, чего у тебя не хватает, а сказать, что отсутствует, как и где это получить. Сэкономили несколько минут в общении — и породили поток жалоб. Зачем ходить по кругу? При этом такой «футбол» в большинстве случаев не является следствием какого-то злого умысла или нежеланием того же чиновника работать. Скорее причина в недостаточной компетенции. Отчасти объяснение этому — наше часто меняющееся законодательство.

— Может, проблема вызвана ложно понимаемой корпоративной солидарностью?

— Безусловно. Я даже использовала этот аспект в своем ежегодном докладе. Примеров, когда в учреждении все занимают круговую оборону и даётся один ответ: «Всё было сделано правильно», предостаточно. Мы нередко сталкиваемся с этим, когда просим разобраться по поступившему к нам обращению. И потом вынуждены обращаться в другие органы. Это характерно не только для здравоохранения, но и для других сфер жизнедеятельности. Причём на уровне ведомств. Но ведь очень часто речь идёт не о том, чтобы кого-то наказать, а о том, чтобы решить вопрос или проблему.

 

Учиться гуманности

— Но наши граждане порой тоже ведут себя не ангельски.

— Есть и такие примеры. Ведь посмотрите, как у нас сегодня сложились взаимоотношения граждан с медицинским сообществом. С одной стороны, мы видим порой жуткие факты действий врачей или медперсонала. Встаёт вопрос: было ли это возможно раньше и почему стало возможно сейчас? С другой стороны, видим не менее вопиющие примеры агрессивного поведения пациентов или их родственников в больницах. Недопустимо и то и другое.

— Однако нельзя не принять во внимание тот факт, что пациент в силу своего недуга уже находится в уязвимом положении. Он болен — это обстоятельство нельзя не принять во внимание.

— Согласна с вами. Более того, работа аппарата уполномоченного как раз и построена по такому принципу. У нас, знаете ли, тоже разные посетители бывают. Но мы обязаны держать себя в рамках и, дав человеку выговориться, так повернуть разговор, чтобы он перешел в конструктивный диалог. Ещё раз отмечу: уходить строго в зону корпоративных интересов нельзя. Неважно, о больнице идёт речь или о служащих других учреждений. Вот что показал проводимый среди пациентов московских клиник опрос, когда людям предложили оценить качество работы. Граждане на первое место поставили те поликлиники и больницы, где на приём отводилось не пять минут, а двадцать. Где вежливо и корректно разговаривали, где врач смотрел на человека, а не писал что-то, не поднимая головы. Не думаю, что у нас, если запустить такой опрос, результаты будут другими.

Самое главное, что обычное человеческое общение не стоит ни копейки. Мы ведь часто слышим: не можем решить, не можем помочь, потому что это требует больших вложений. Общение никаких финансовых затрат не требует! Поскольку мы сегодня много говорили о здравоохранении, то я думаю, что и само обучение в медицинских вузах должно давать не только профессиональные знания, но и прививать навыки общения, гуманное отношение к людям.

— Спасибо за беседу.

 

Справка «СР»

Любовь Викторовна Анисимова

Родилась 4 августа 1958 года в селе Манжерок Алтайского края РСФСР. Окончила Кишиневский госуниверситет по специальности «Финансы и кредит». В 1992 году переехала в Архангельск.

Работала в Поморском госуниверситете проректором по экономическим вопросам, директором Института управления. В 1996—2002 гг. — замдиректора, директор экспертно-аналитического Координационного совета при главе администрации области. Работала первым замом гендиректора департамента экономического развития; заместителем руководителя КРУ Минфина России в Архангельской области. Депутат Архангельского област-ного Собрания IV созыва.

С 17 декабря 2008 года — уполномоченный по правам человека в Архангельской области. Кандидат экономических наук. Удостоена почетного звания «Заслуженный экономист РФ».

 табл

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей