«Иван Каляев» — террорист и пароход

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/06/86_d1085.jpg

Ровно 80 лет назад, 18 июня 1936 года, на берег Белого моря высадились первые строители нашего города. Многие северодвинцы безошибочно назовут пароход, который причалил к стенам Никольского монастыря, — «Иван Каляев». Но многие ли знают, кем был человек, чьим именем названо судно?

Кем был человек, именем которого названо судно, доставившее первостроителей в Северодвинск?

 

Обитель милосердия

В ноябре прошлого года я посетила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Находится она в самом сердце Москвы — на улице Большая Ордынка. Но вместе с тем место это настолько уединённое и благодатное, что здесь совершенно не чувствуешь циничной столичной суеты. Обитель сегодня имеет статус ставропигиального женского монастыря. Помимо православной миссии, здесь осуществляются социальные проекты — действуют группы для детей-инвалидов и тяжелобольных ребят, работает Елизаветинский детский дом и центр устройства детей в семью, медицинский центр «Милосердие». Монастырь стал центром привлечения волонтёров — врачей, учителей, психологов, москвичей, готовых ухаживать за слабыми, готовить еду, проводить занятия.

А появилось это место, если можно так выразиться, благодаря одному из трагических событий в русской истории. И событие это связано с историей нашего города.

 

Великая любовь

К 1905 году генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович, дядя императора Николая II, успел сделать многое. За время его руководства в Москве завершилось сооружение новой очереди Мытищинского водопровода, был открыт Музей московского городского хозяйства, в транспортном парке впервые появились трамваи. Для студентов он организовал общежития при Московском университете. Все начинания великого князя поддерживала его супруга — Елизавета Фёдоровна, дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, внучка английской королевы Виктории. В 1894 году состоялась свадьба её младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II.  Обе сестры приняли православие и впоследствии разделили тяжёлую участь супругов. Елизавета безмерно любила своего мужа, с которым была знакома с раннего детства. Великая княгиня была незаурядной личностью, занималась благотворительностью и помогала беспризорным и больным.

Мрачным эпизодом правления Сергея Александровича стала массовая давка на Ходынском поле в мае 1896 года, когда погибло более 1 380 человек. «Сход» народа Москвы был объявлен для раздачи подарков в честь коронации Николая II. Народная молва в произошедшем винила генерал-губернатора Сергея Александровича, закрепив за ним прозвище «князь Ходынский». Кроме того, он был сторонником крутых мер по отношению к революционерам и не поддерживал политику либерального и пассивного наблюдения. Когда забастовки и политические беспорядки стали нарастать, Сергей доложил императору, что не намерен занимать далее пост генерал-губернатора. Это было начало 1905 года.

 

Кровавый теракт

Но главари террористов уже приговорили великого князя к смерти. Террористическая организация, образованная к концу 1901 года, ставила своей целью путём убийств идти к революции. Одним из её главарей был Борис Савинков, он действовал при поддержке Евно Азефа, который был двойным агентом — считался лидером террористов и состоял на службе в секретной полиции. Эти деятели убивали не своими руками. Савинков специально разыскивал молодых людей истерического типа, которые легко попадали под влияние и были готовы идти на смерть во имя революции. Одним из них и оказался Иван Каляев.

Вот какие сведения даёт об этом герое Википедия. Родился Иван Платонович в Варшаве в многодетной семье отставного полицейского. В десять лет поступил в варшавскую Образцовую гимназию,  где подружился с Борисом Савинковым, который сагитировал его «идти в революционеры». В 1897—1899 годах Иван был студентом Московского и Петербургского университетов. С 1898 года член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», затем боевой организации эсеров.

В роковой день 18 февраля 1905 года Сергей Александрович должен был ехать в губернаторский дворец. Как пишет исследователь Любовь Миллер в своей книге «Святая мученица российская Елизавета Феодоровна», вскоре после того, как Сергей Александрович отъехал от Николаев-ского дворца в Кремле, раздался сильный взрыв. Никто не мог понять, то ли это взрыв бомбы, то ли обвал рядом стоящего здания.  Елизавета Фёдоровна в одном платье бросилась вниз по дворцовой лестнице к выходу. То, что она увидела, принять человеческое сознание не в силах. Останки её мужа были разбросаны на расстоянии нескольких метров. Как  только принесли солдатские носилки, она сама сложила то, что осталось от Сергея Александровича.

Смерть мужа навсегда перевернула её жизнь. Она удалилась от светской жизни, а себя посвятила Богу и помощи ближним, основав в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель. Особа королевского происхождения теперь носила простые длинные платья, а потом одеяние сестры милосердия, а все драгоценности разделила между родственниками, но большая часть пошла на благотворительность.

 

«Не жду пощады»

А что же Иван Каляев? Он был схвачен полицией на месте преступления и помещён в тюрьму. Заказчики преступления — сам Савинков и его сообщники — стояли во время теракта в стороне и, убедившись, что всё прошло «удачно», поспешно удалились.

Как это ни странно осознавать, Елизавета Фёдоровна не испытывала ненависти к тому, кто страшной рукой разрушил её счастье. Она жалела Каляева и на третий день после гибели мужа поехала к нему в тюрьму. Эта сила и величие её души поразили всех.

В книге М. Польского «Новые мученики российские» описывается это свидание:

«— Кто вы? — он спросил

— Я его вдова. Почему вы его убили?

— Я не хотел убивать вас, — сказал он. — Я видел его несколько раз, когда вы были рядом, но не решился его тронуть.

— И вы не сообразили того, что вы меня убили вместе с ним?»

Елизавета сказала преступнику, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и от себя, просила покаяться перед Богом. Тот отказался. Уходя, оставила у него Евангелие и иконку. Через несколько дней она впервые после смерти мужа улыбнулась: ей доложили, что Каляев положил её иконку рядом с подушкой. Княгиня тут же написала прошение императору о помиловании убийцы. Слухи о визите Елизаветы в тюрьму распространились везде, хотя она держала это в тайне. Теперь же вся Москва говорила о том, что Каляев согласится просить о помиловании. Эти слухи дошли и до преступника. Он написал оскорбительное письмо Елизавете: «Я не говорил вам, что сожалею о том, что сделал… Я смотрю на вас как на несчастную вдову человека, которого я убил. Не хочу помилования, которое вы просите для меня». Для Елизаветы Фёдоровны это стало ударом.

В своей книге Л. Миллер приводит описание суда над И. Каляевым. Иван чувствовал себя героем. В последнем слове сказал: «Если я буду оправдан, скоро снова возьму в руки оружие, чтобы уничтожить царизм и освободить русский народ. Вы должны приговорить меня к смертной казни». Высший приговор был вынесен.

Через несколько дней к нему в камеру вошёл представитель генерального прокурора Фёдоров с секретным поручением от императора: «Мне поручено передать вам, если вы обратитесь с просьбой к государю о помиловании, его величество помилует вас». Это было настоятельной просьбой Елизаветы Фёдоровны. Каляев на минуту дрогнул, и на его глазах появились слёзы. Но потом сказал твердо: «Я должен умереть. Моя смерть будет даже полезнее, чем смерть великого князя Сергея, для цели революции».

Публичной казни, как хотел Каляев, не было. Убийца-фанатик, уверенный в правоте своего дела, был повешен в Шлиссельбургской крепости в мае 1905 года.

Каляев не дожил до революции 1917 года и не увидел своими глазами, какую «свободу» принёс этот переворот русскому народу. Сколько миллионов людей погибло в застенках ЧК, НКВД и в лагерях ГУЛАГа…

 

Сброшенные в шахту

Елизавета Фёдоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в обители. Она погибла мученической смертью в июле 1918 года, на следующий день после убийства царской семьи под Екатеринбургом. Княгиня и другие узники были сброшены живыми в 60-метровую шахту железного рудника под Алапаевском. Затем туда полетели ручные гранаты: чекисты хотели взрывами скрыть следы своего преступления. Но только один из узников был убит взрывом, остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и ран. Свидетели-крестьяне слышали, как из шахты долго доносились молитвы…

Останки подвижников были извлечены белыми войсками. Погребена Елизавета была в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на Святой земле. В 1992 году великая княгиня Елизавета причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников российских. Благое дело её и сегодня, в XXI веке, продолжают монахини и сестры основанной ею Марфо-Мариинской обители…

В заключение отметим, что личность Ивана Каляева легла в основу нескольких произведений советских писателей, стихов
А. Блока, З. Гиппиус, Б. Пастернака. Лев Толстой советовал художнику Илье Репину написать картину на тему встречи великой княгини и Каляева в тюрьме. Его именем в советские годы называли улицы в городах и, как мы знаем, один из советских пароходов. Каляев и сам писал стихи. Один из них, призывающий к революционным действиям, начинается так:

О, если б голос мой мог пробуждать сердца!

Я б всех сзывал на бой немолчным сердца криком...

Крик этот действительно проник в сердца других людей, совершивших революцию. Собственно, по повелению советской власти возник и Северодвинск, на долю которого выпала роль стать городом с военно-морской миссией.

Такие они, уроки истории…

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей