Эпоха фотокора Капустина

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/06/2863_d1084.jpg

Листаю «Северный рабочий», другие городские и районные газеты 50—60-х годов. И скучно, и грустно. Я не вникаю в содержание, в тематику, в газетные жанры — мне сегодня важно «лицо» газеты, её оформление, внешний вид. Так отчего же скучно и грустно?

Где же люди?

Почти всем газетам характерно было одно — как говорили тогда, сплошная серятина. Один материал от другого отделяют только заголовки статей из глаголов неопределённой формы. Конечно, скучно.

А где же люди? Почему их не видно на газетных страницах? Нет, есть и люди. Вон, вижу крошечное личико девушки. «Ударница», гласит подпись. А вот на строящемся доме каменщик с мастерком в руках. Но тоже так мал и невыразителен снимок, что трудно сказать, кто это.

Можно, конечно, попенять редакторам за такую вёрстку газеты. Но, пожалуй, прежде всего надо им посочувствовать. Знали они, что газета должна быть внешне привлекательной, с яркими иллюстрациями, фотографиями людей. Но в руках у них слабые любительские фотографии, вряд ли из них получится хорошее цинковое клише. Зато на столе перед глазами целая пачка готовых пластмассовых клише ТАСС. Со всего света! И кого там только нет: лесорубы и пахари, лётчики и комбайнёры. Выбирай на вкус. Только не свои, не из наших краёв люди на клише. В общем, фотохроника ТАСС выручала.

В таких условиях жил и издавался и «Северный рабочий» в конце 50-х годов. Много всего надо было редакции. Но, конечно, штатный фотокорреспондент в первую очередь. Не у каждого горожанина тогда болтался фотоаппарат на шее. Всех любителей перебрали — нет подходящего для настоящей редакционной работы. И вот случилось неожиданное…

Возьмите в штат!

Бывает же всё-таки в жизни везение! Утром, как обычно, прихожу на работу раньше всех, а у кабинета кто-то уже ожидает. Вижу, молодой человек приятной наружности в военном обмундировании. Новенький китель, подпоясанный широким ремнём с до блеска начищенной бляхой. Но в первую очередь бросился в глаза хороший по тем временам фотоаппарат, свисающий через плечо на тонком кожаном ремешке.

Познакомились. «Капустин Валентин», — назвал себя молодой человек. Оказывается, отслужив, парень возвращается в свою деревню…  А я всё с фотоаппарата глаз не свожу, ведь не зря у него он висит.

— Может, снимки свои покажете? — спрашиваю.

Солдат достаёт из сумки целый пакет военных газет. Разворачиваю. Портретные, жанровые снимки. Ясные, чёткие. В каждом — ничего лишнего, ненужного. Уж набита, думаю, рука у солдата. Такого вот нам и надо. В газетах печатался довольно часто, особенно в своей районке. К нам заглянул перед отъездом домой — на всякий случай: вдруг тут фотограф требуется?

А дом его неблизко — в таёжном Верхнетоемском районе. Там, на речке Тоймушка, и стоит родная деревенька. И нет ничего дороже.

— Не нужен мне берег турецкий, — произнёс солдат, собирая свои нехитрые пожитки. — Домой, домой!

Гляжу на парня: хоть и в армии отслужил, а сразу видно, что деревенский. Скромный, даже застенчивый… Как-то к городскому укладу привыкнет?

Подаю Валентину лист бумаги, говорю:

— Пиши заявление с просьбой принять тебя на работу фотокорреспондентом.

Так с мая 1973 года Валентин стал штатным фотокором в «Северном рабочем».

 

Всё своими руками

С чего начать? В редакции хоть шаром покати, нет ничего. Даже затемнённого уголка, где можно было бы работать с фотоплёнкой.

Но Валентин не опустил руки, не отчаялся. Смекалистому деревенскому парню потихоньку удалось многое сделать своими руками.

Выкроил комнату даже в туалетном помещении и сделал там, как шутя говорил, микрофотолабораторию. Не ахти что, конечно, но процесс пошёл, можно уже делать приличные фотографии. В «Северном рабочем» стали появляться снимки незнакомого читателям автора — Валентина Капустина.

Он на глазах рос. Любимое дело захватило целиком. И где только не появлялся с лейкой и блокнотом фотокор «Северного рабочего»! Фотохроника ТАСС стала всё реже «украшать» газетные полосы и скоро совсем ушла.

И родилась в редакции идея — в каждом пятничном номере всю первую страницу газеты посвящать одной теме под крупной шапкой: «Твои люди, Северодвинск». А в левом уголке была небольшая клишинка — «Фотодень». В центре страницы обязательно портрет крупным планом на две колонки, а может, и больше. Или групповой снимок.

Капустину идея понравилась. Первый выход «Фотодня» ошеломил читателя. Увидев свой крупный портрет в газете, читатель спешил в киоск и покупал пачку газет. И детям на память, и внукам! Вот это действенность! Не хуже хорошего очерка в газете.

За серию пятничных выпусков «Фотодня» Капустин был удостоен премии имени Аркадия Гайдара. Став лауреатом премии, он продолжил вести этот раздел.

Исторические снимки

Как-то неожиданно ворвался в фотографию технический прогресс. Пришла цифровая технология. Она позволила делать большое количество снимков, причём быстро и качественно. И никакой тебе фотоплёнки, химикатов, бумаги… Разве не удивительно, что в сегодняшней газете появляются снимки, сделанные вчера? Какая оперативность! И с ещё большим интересом продолжал работать фотокорреспондент «Северного рабочего».

Богат фотоархив у Валентина Павловича. Сам сейчас дивится. Кто только не попадал в зоркий объектив Капустина! За 36 лет работы в «СР» Валентин посмотрел в глаза тысячам лучших людей города и каждому оставил в подарок снимок в газете с подписью: «Фото Валентина Капустина». От простого рабочего до великого учёного с мировым именем, до фотокадров невиданных сооружений атомного века.

Хранится у Капустина и, я бы сказал, главный исторический снимок. На нём маршал Советского Союза, министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вручает Северодвинску орден Ленина. Это было 20 июня 1984 года. Следующий номер городской газеты вышел с отчётом с торжества под броской шапкой на развороте: «Орден Ленина корабелам Северодвинска».

Всегда готов!

Семь лет прошло, как Валентин Капустин ушёл на пенсию по возрасту. Закончилась эпоха фотокорреспондента. Но не очень заметно, что его нет в редакции. Читатели нередко видят снимки Капустина в газете. Да что говорить, без него как без рук. Хотя журналисты теперь сами неплохо фотографируют, но чуть что — и опять звонок из редакции. На съёмку! Капустин всегда готов!

***

Роль фотографии в газете трудно переоценить. Она привлекает, украшает, удивляет и радует. Но не только. Она, я бы сказал, воспитывает человека, передаёт лучшие качества тому, кто видит её в газете, побуждает быть похожим, делать и поступать так же.

***

В объективе Капустина много известных государственных деятелей: от министров и до глав правительств. Бережно хранит фотокорреспондент свой бесценный архив. Нет, он не спрятан, не заперт, а наоборот, открыт и доступен каждому, кому нужен для дела, для истории.

Василий СОСНИН, редактор «Северного рабочего» 1959—1985 гг.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей