Листаю «Северный рабочий», другие городские и районные газеты 50—60-х годов. И скучно, и грустно. Я не вникаю в содержание, в тематику, в газетные жанры — мне сегодня важно «лицо» газеты, её оформление, внешний вид. Так отчего же скучно и грустно?
Где же люди?
Почти всем газетам характерно было одно — как говорили тогда, сплошная серятина. Один материал от другого отделяют только заголовки статей из глаголов неопределённой формы. Конечно, скучно.
А где же люди? Почему их не видно на газетных страницах? Нет, есть и люди. Вон, вижу крошечное личико девушки. «Ударница», гласит подпись. А вот на строящемся доме каменщик с мастерком в руках. Но тоже так мал и невыразителен снимок, что трудно сказать, кто это.
Можно, конечно, попенять редакторам за такую вёрстку газеты. Но, пожалуй, прежде всего надо им посочувствовать. Знали они, что газета должна быть внешне привлекательной, с яркими иллюстрациями, фотографиями людей. Но в руках у них слабые любительские фотографии, вряд ли из них получится хорошее цинковое клише. Зато на столе перед глазами целая пачка готовых пластмассовых клише ТАСС. Со всего света! И кого там только нет: лесорубы и пахари, лётчики и комбайнёры. Выбирай на вкус. Только не свои, не из наших краёв люди на клише. В общем, фотохроника ТАСС выручала.
В таких условиях жил и издавался и «Северный рабочий» в конце 50-х годов. Много всего надо было редакции. Но, конечно, штатный фотокорреспондент в первую очередь. Не у каждого горожанина тогда болтался фотоаппарат на шее. Всех любителей перебрали — нет подходящего для настоящей редакционной работы. И вот случилось неожиданное…
Возьмите в штат!
Бывает же всё-таки в жизни везение! Утром, как обычно, прихожу на работу раньше всех, а у кабинета кто-то уже ожидает. Вижу, молодой человек приятной наружности в военном обмундировании. Новенький китель, подпоясанный широким ремнём с до блеска начищенной бляхой. Но в первую очередь бросился в глаза хороший по тем временам фотоаппарат, свисающий через плечо на тонком кожаном ремешке.
Познакомились. «Капустин Валентин», — назвал себя молодой человек. Оказывается, отслужив, парень возвращается в свою деревню… А я всё с фотоаппарата глаз не свожу, ведь не зря у него он висит.
— Может, снимки свои покажете? — спрашиваю.
Солдат достаёт из сумки целый пакет военных газет. Разворачиваю. Портретные, жанровые снимки. Ясные, чёткие. В каждом — ничего лишнего, ненужного. Уж набита, думаю, рука у солдата. Такого вот нам и надо. В газетах печатался довольно часто, особенно в своей районке. К нам заглянул перед отъездом домой — на всякий случай: вдруг тут фотограф требуется?
А дом его неблизко — в таёжном Верхнетоемском районе. Там, на речке Тоймушка, и стоит родная деревенька. И нет ничего дороже.
— Не нужен мне берег турецкий, — произнёс солдат, собирая свои нехитрые пожитки. — Домой, домой!
Гляжу на парня: хоть и в армии отслужил, а сразу видно, что деревенский. Скромный, даже застенчивый… Как-то к городскому укладу привыкнет?
Подаю Валентину лист бумаги, говорю:
— Пиши заявление с просьбой принять тебя на работу фотокорреспондентом.
Так с мая 1973 года Валентин стал штатным фотокором в «Северном рабочем».
Всё своими руками
С чего начать? В редакции хоть шаром покати, нет ничего. Даже затемнённого уголка, где можно было бы работать с фотоплёнкой.
Но Валентин не опустил руки, не отчаялся. Смекалистому деревенскому парню потихоньку удалось многое сделать своими руками.
Выкроил комнату даже в туалетном помещении и сделал там, как шутя говорил, микрофотолабораторию. Не ахти что, конечно, но процесс пошёл, можно уже делать приличные фотографии. В «Северном рабочем» стали появляться снимки незнакомого читателям автора — Валентина Капустина.
Он на глазах рос. Любимое дело захватило целиком. И где только не появлялся с лейкой и блокнотом фотокор «Северного рабочего»! Фотохроника ТАСС стала всё реже «украшать» газетные полосы и скоро совсем ушла.
И родилась в редакции идея — в каждом пятничном номере всю первую страницу газеты посвящать одной теме под крупной шапкой: «Твои люди, Северодвинск». А в левом уголке была небольшая клишинка — «Фотодень». В центре страницы обязательно портрет крупным планом на две колонки, а может, и больше. Или групповой снимок.
Капустину идея понравилась. Первый выход «Фотодня» ошеломил читателя. Увидев свой крупный портрет в газете, читатель спешил в киоск и покупал пачку газет. И детям на память, и внукам! Вот это действенность! Не хуже хорошего очерка в газете.
За серию пятничных выпусков «Фотодня» Капустин был удостоен премии имени Аркадия Гайдара. Став лауреатом премии, он продолжил вести этот раздел.
Исторические снимки
Как-то неожиданно ворвался в фотографию технический прогресс. Пришла цифровая технология. Она позволила делать большое количество снимков, причём быстро и качественно. И никакой тебе фотоплёнки, химикатов, бумаги… Разве не удивительно, что в сегодняшней газете появляются снимки, сделанные вчера? Какая оперативность! И с ещё большим интересом продолжал работать фотокорреспондент «Северного рабочего».
Богат фотоархив у Валентина Павловича. Сам сейчас дивится. Кто только не попадал в зоркий объектив Капустина! За 36 лет работы в «СР» Валентин посмотрел в глаза тысячам лучших людей города и каждому оставил в подарок снимок в газете с подписью: «Фото Валентина Капустина». От простого рабочего до великого учёного с мировым именем, до фотокадров невиданных сооружений атомного века.
Хранится у Капустина и, я бы сказал, главный исторический снимок. На нём маршал Советского Союза, министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вручает Северодвинску орден Ленина. Это было 20 июня 1984 года. Следующий номер городской газеты вышел с отчётом с торжества под броской шапкой на развороте: «Орден Ленина корабелам Северодвинска».
Всегда готов!
Семь лет прошло, как Валентин Капустин ушёл на пенсию по возрасту. Закончилась эпоха фотокорреспондента. Но не очень заметно, что его нет в редакции. Читатели нередко видят снимки Капустина в газете. Да что говорить, без него как без рук. Хотя журналисты теперь сами неплохо фотографируют, но чуть что — и опять звонок из редакции. На съёмку! Капустин всегда готов!
***
Роль фотографии в газете трудно переоценить. Она привлекает, украшает, удивляет и радует. Но не только. Она, я бы сказал, воспитывает человека, передаёт лучшие качества тому, кто видит её в газете, побуждает быть похожим, делать и поступать так же.
***
В объективе Капустина много известных государственных деятелей: от министров и до глав правительств. Бережно хранит фотокорреспондент свой бесценный архив. Нет, он не спрятан, не заперт, а наоборот, открыт и доступен каждому, кому нужен для дела, для истории.
Василий СОСНИН, редактор «Северного рабочего» 1959—1985 гг.