Миссия – служить ближнему

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/05/1799_d1084.jpg

Побывав здесь, в хосписе, начинаешь воспринимать свои проблемы по-другому. Когда видишь глаза человека, который знает, что умирает, доживая последние дни зачастую с физическими мучениями, задумываешься о том, как мелочно всё то, о чём переживал, что у тебя ещё есть время и силы, чтобы что-то изменить. И о том, что от тяжёлой участи не застрахован никто...

Как становятся сёстрами милосердия

 

Счастлива, что помогаешь

Но немногие могут избрать для себя путь постоянной и бескорыстной помощи тяжелобольным людям, как это делают сестры милосердия. В этом году православное сестричество Северодвинска отметит 12 лет работы. В 2004 году девушек было всего восемь, тогда они начинали работать в неврологическом отделении первой горбольницы. А сегодня в двух городских больницах трудится более 30 сестёр.

Два года назад было сделано большое дело: при активном участии главного врача Александра Иевлева в горбольнице № 2 было открыто отделение паллиативной помощи (хоспис), куда определяются неизлечимо больные люди. Многие — с последней стадией онкологии, бессильные, испытывающие сильные боли. Есть здесь люди одинокие (размещаются на так называемых социальных койках), к которым уже никто никогда не придёт. Есть и те, кого определили в хоспис родственники, чтобы за ними был надлежащий медицинский уход, предоставлялись необходимые процедуры и лекарства. Безусловно, родные навещают пациента, и отношение со стороны медперсонала очень доброжелательное, и всё-таки помощь добровольных помощников здесь очень нужна.

Дежурят сёстры милосердия раз в неделю, по 3—4 часа, как правило, вместе с напарницей. В беседе я спрашиваю девушек, что входит в их обязанности. Отвечают буднично: накормить больного, переодеть, подстричь, если мужчина — побрить. Не обходится без деликатной работы: довести и помочь в уборной, а у немощных убрать судно, поменять памперсы, помыть и обработать кожу (извините за подробности). Но главное даже не в этом. Этих женщин в белоснежных косынках с красным крестом пациенты очень ждут. Те поговорят, выспросят, утешат.

— Зачем мне так жить, надоело всё, — плачет, лежа на кровати, пожилая женщина. — Каждый день одно и то же, даже перевернуться сил нет.

— Давай я тебе помогу, — бодрым голосом говорит сестра Виктория, приобнимая страдалицу. — Хочешь, ванну тебе сегодня устроим? Всё, иду готовить! Знаешь, а ты сегодня лучше выглядишь!

Тут женщина приободрилась, стала собираться, и даже улыбка появилась на сухих губах… У Виктории Панкратовой, бригадира отделения сестричества хосписа второй горбольницы, к унывающим свой подход. Улыбка этой милой женщины, кажется, освещает всё вокруг. У каждой из её бригады, говорит она, свой путь к сестричеству. Вика, например, несколько лет назад пережила смерть мамы. Она ушла так быстро и не-ожиданно, что дочь не успела с ней попрощаться, наговориться. Возможно, это острое желание помочь ближнему возникло от ощущения, что ты недодал родному человеку заботы и любви…

— В этом году на 8 Марта у меня были свои планы, хотелось побыть после рабочей недели дома с дочерьми (их у меня трое!), — рассказывает Виктория. — Но позвонила напарница, сказала, что приболела, попросила подменить в хосписе. Я собралась и поехала к своим подопечным. Там вдруг и силы появились. А вышла из больницы будто окрылённая — дома я бы на диване просидела, а тут столько полезного сделала, заботой своей поделилась. Думаю, это и есть моменты счастья. Оттого, что ты нужен, оттого, что помог.

 

Когда смерть не страшна

Среди сестёр есть работающие женщины — медики, педагоги, бухгалтеры — и те, кто уже вышел на пенсию. Чтобы начать работать со сложными пациентами, необходимо пройти курсы по уходу за тяжелобольными людьми в медицинском колледже.

Но даже имея специальную подготовку, не каждая остаётся. Кто-то не может преодолеть чувство брезгливости, кто-то — избежать эмоционального выгорания. Ведь здесь лицом к лицу сталкиваешься со смертью. Бывает, ухаживаешь за подопечным, вечером говоришь «до свидания», а приходишь в следующий раз, а его уже нет, кровать застелена…

Но для истинно верующего человека этот факт не навевает тоску. Наоборот, если болящий успел перед уходом в мир иной раскаяться, исповедоваться и причаститься,  сестры радуются за него. Поэтому без веры в Бога, говорят женщины, здесь служить невозможно. Для укрепления силы духа они регулярно посещают службы в храме.

Здесь, в хосписе, есть и своя комната-часовня, где раз в неделю служатся молебны. В урочный час пациенты приезжают на инвалидных колясках, кто может — идут, облокотившись на палочку или плечо соседа. Некоторые крестились именно здесь, в больнице. И многие впервые за долгие годы исповедовались и причастились.

Молебны и церковные таинства совершают священнослужители храмов Северодвинска. Часто бывают здесь иереи о. Олег (Згама) и о. Дмитрий (Апполинариев) из храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, стараются проводить беседы с болящими. Кстати, духовником всего Архангельского сестричества является отец Алексий Денисов, а «ответственный» за северодвинское движение — протоирей Александр (Удин). Наше сестричество названо во имя святой царицы Александры Фёдоровны, супруги  императора Николая II, которая вместе с дочерьми самоотверженно ухаживала за ранеными во время Первой мировой войны. Получается, сегодня сестры продолжают традиции благотворительности императорской семьи. Да-да, вот такое оно, царское дело.

 

Чудеса случаются

— Часто, проживая последний этап земной жизни, люди рассказывают нам свою судьбу, признают свои ошибки, — делится одна из сестер Ольга Кремлёва. — Каких только историй здесь нет! Случаются и чудеса, которые медики объяснить не в силах. Например, мужчина с тяжёлой болезнью долго лежал в хосписе, решил пройти церковные таинства, уже приготовился умирать, и вдруг ему стало легче, хворь отступила. Вот уже третий год он живёт и радуется — на даче, на свежем воздухе. Не удивительно: мы ведь за каждого молимся! Знаете, в обычной жизни у нас работает голова и разум, но душа молчит. Во время служения мы учимся милосердию, наши сердца размягчаются. Помогая другим, мы сами спасаемся. И уже не понимаем, как можно жить просто так, для себя, не отдавая ничего другим.

Бывают среди пациентов те, кто поначалу не принимает заботу сестер, но потом уже ждёт не дождётся их прихода. Люди меняются, видя добро.

Встречаются ли сестры с непониманием окружающих? Да и ещё раз да. Есть люди, которые спрашивают: «Зачем тебе это надо, после работы ходить бесплатно к чужим людям?». Такое говорят до тех пор, пока семью не коснулась беда. Те, кто пережил болезнь или угасание родного человека, знают цену милосердия.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей