Электронное море

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/04/1424_d1083.jpg

Я стою на капитанском мостике за штурвалом современного боевого корабля. Вокруг меня море. Где-то в северо-западном направлении видны берега Великобритании, а моя главная цель впереди, и мне необходимо её потопить. Для этого нужно сблизиться с кораблём противника и выполнить торпедную атаку. Но прежде необходимо рассчитать курс и решить определённые задачи, после которых и совершить действие. А как это сделать?

Управлять кораблями будущие офицеры учатся на тренажёре

 

Стоя на «Мостике-2000»

Как управлять боевыми кораблями российского флота и их системами, обучают на специальном тренажёре «Мостик-2000» в военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия» в Санкт-Петербурге, куда я приехал на экскурсию. Здесь проходят обучение офицеры, которые затем поступают на службу в экипажи кораблей российского ВМФ, в том числе и строящихся в Северодвинске.

Комплексный тренажёр «Мостик-2000» учебного центра, который я и опробовал на себе, выполнив атаку на противника, — это мощная компьютерная система, позволяющая моделировать элементы движения корабля в любых  условиях: в проливах, при заходах и выходах из портов с учётом особенностей навигации в любом регионе Мирового океана. В библиотеку моделей судов тренажёра включены основные проекты надводных кораблей российского Военно-морского флота: от малых противолодочных кораблей 1124М до атомного крейсера проекта 1144. Главное предназначение тренажёра — тренировка главных командных пунктов кораблей по управлению одиночным кораблём или отрядом кораблей. Если ребята попадут на настоящий корабль, то каждый будет выполнять свои обязанности: первый проводит прокладку курса, второй руководит, третий докладывает надводную обстановку, четвёртый — навигационную, а рулевой сигнальщик управляет курсом корабля, следит за скоростью, подаёт все сигналы…

Во время урока корабли постоянно меняются: первая половина пары может начаться с малого ракетного корабля, а вторая пройдёт уже на атомном крейсере «Пётр Великий». Так как курсанты не знают, на какой корабль попадут после обучения, то благодаря тренажеру они знакомятся со всеми типами военных кораблей, которые есть в составе ВМФ России.

 

«Морская практика»

Так называются уроки на тренажёрах, которые начинаются со второго курса, и выделено на них 42 часа в год. На занятии в тренажёрном зале курсанты успевают отработать несколько эпизодов, меняясь при этом в должностях.

Действия доводятся до автоматизма. Когда курсант попадает на настоящий корабль, он знает все свои действия, свои команды.

С каждым новым курсом задачи для ребят усложняются. Если на втором все тренировки проходили при хорошей погоде, то к четвёртому курсу будущим лейтенантам приходится управлять кораблём в сложных погодных условиях и в тёмное время суток, а также бывают задачи по уклонению и маневрированию от идущей на корабль торпеды или летящей крылатой ракеты. На пятом курсе — зачётное тактическое учение, во время которого нужно выполнить определённые задачи, например проход реально существующих проливов, уклонение не только от ракет и торпед, но даже от ядерного взрыва. По результатам учения появляется отметка в зачётной книжке.

 

И туман нипочём

Все возможности тренажёра приближены к реальным условиям: можно выставить условия тумана и дождя, во время которых снижается видимость. Поэтому, как на настоящем боевом корабле, курсант-командир начинает подавать туманные сигналы, снижает скорость и усиливает наблюдение. Штурман делает свои расчёты и выдаёт безопасную скорость движения. Или, например, предлагается решить задачи по управлению кораблём в условиях интенсивного судоходства, передачи жидких грузов на ходу.

Отработать все ситуации, которые возникают в море, — вот главная задача современного тренировочного комплекса. И для многих прошедших обучение на «Мостике-2000» капитанский мостик становится знакомым и понятным, а служба эффективной.

Олег КУЛЕШОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей