Вера — не из учебника

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/831_d1083.jpg

Равнодушных среди родителей к этому учебному курсу нет: первоначально он вызывает либо отрицание, либо неподдельный интерес. Что же в действительности стоит за преподаванием в школе «Основ религиозных культур и светской этики», мы узнали у педагогов.

Что преподают на уроках религиозных культур в школе?

 

Такой курс был включён Минобрнауки России в школьную программу четвероклассников в качестве федерального компонента. Он состоит из шести модулей, выбрать один из которых должны родители.

— Многие поначалу воспринимают его настороженно, полагая, вероятно, что школа начнёт навязывать детям религию, — рассказывает учитель начальных классов школы № 5 Светлана Мелихова.

Меж тем, объясняет она, на уроках касаются исключительно вопросов культуры, истории и нравственности. Курс она ведёт уже пять лет: попала в первый поток учителей региона, прошедших обучение в Костроме. Во время апробации нового направления в разных регионах шли протесты родителей. Именно поэтому в него ввели нейтральный модуль — основы светской этики, который сейчас и лидирует в школах. В рамках него рассматривают вопросы морали, нравственности, разбирают конфликтные ситуации. Зачем вообще такой курс появился в российской школе?

— Когда в 1990-е рухнул Советский Союз, корабль без руля и ветрил бросало из стороны в сторону. Появились очаги напряжённости, которыми стали пользоваться те же секты, — поясняет Светлана Владимировна. — Вовремя спохватились. Такой курс нужен для того, чтобы дети понимали, что живут в едином пространстве, чтобы учились принимать чужое мнение, а не лезли выяснять отношения с кулаками.

В четвёртом классе курс безоценочный и предусматривает 35 часов. Он устный — стимулирует детей рассуждать и познавать культуру. Интересен он и тем, что домашнее задание выполняют семьёй, активно участвуют в нём, например, бабушки. А некоторые родители даже просятся вместе с детьми на выездные мероприятия.

Теоретически каждому ребёнку должны обеспечить право изучать именно тот модуль, который он хочет, — выбери он хоть один из всего класса буддизм. На практике же получается, что таковых нет. Несмотря на то, что в нашем городе есть дети представителей других национальностей и конфессий, их меньшинство, и живут они преимущественно среди православных. Вероятно, поэтому и выбирают светскую этику или основы православной культуры.

Последний модуль в школе № 5 сейчас изучает целый класс. Первая его тема «Россия — наша родина». На занятиях разбирают, кто такие Кирилл и Мефодий, обращаются к летописям первоучителей, изучают историю и архитектуру храмов. Курс очень насыщен информативно, и его невозможно вести, если ты не живёшь этим, признаётся Светлана Владимировна. Не поэтому ли не раз звучали опасения, что рассказывать об этом детям будут священнослужители? Но преподавать курс могут только те, кто прошёл специальную подготовку и имеет педагогический опыт. На таких курсах, например, обращают внимание на то, что нельзя говорить: «У нас в православии». Можно сопоставлять некоторые моменты в разных религиях.

— Мы не обучаем никаким действиям, например креститься или идти в церковь, а знакомим с историей, культурой, разбираем нравственные вопросы, — поддерживает учитель истории и обществознания школы № 24 Виктория Бармина.

Для того же, чтобы дети пошли в церковь, нужны более глубинные причины, считают педагоги. Сейчас родители перестают смотреть на курс с опаской. Первичное анкетирование в третьих классах школы № 24 показало: на следующий год 17 человек готовы узнать больше о православной культуре.

— Есть и особо верующие родители, которые хотят, чтобы их дети глубже изучали религию. Мы объясняем, что не имеем права это делать: есть воскресная школа, где священники знают Библию, учат молиться. Наша же задача — показать, что религий в России много, и у каждой своя история и традиции, которые нужно уважать, — продолжает Виктория Павловна.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» у пятиклассников, который продолжает начатое в четвёртом классе, Виктория Бармина преподаёт два года. Здесь дети уже получают оценки. Но не за позицию по отношению к той или иной религии, а за качество выполненных работ. Педагог признаётся: сама узнаёт много нового. И первое, что она видит, — интерес ребят. Они с удовольствием смотрят мультфильм о Серафиме Саровском, делают проекты о православных праздниках, изучают пословицы и притчи. Особенно их привлекает красочная восточная религия — буддизм. Всего в курсе 15 тем, охватывающих четыре религии: ислам, иудаизм, православие и буддизм. При этом он интегрирован с историей, изобразительным искусством, обществознанием и литературой.

— Я за светское образование: надо говорить о всех религиях в равной мере, не отдавая предпочтений и используя культурологический подход, — выводит формулу Виктория Бармина.

Звучало и такое мнение: неплохо было бы расширить курс на другие годы обучения, ведь говорить о добре и зле никогда не лишне. Но ряд педагогов считает, что как раз в таком случае без углубления в вопросы религии не обойтись. Да и потом: ничто не мешает обращаться к притчам и разбирать вопросы морали на других уроках.

***

ЯЗЫКОМ ЦИФР

• Основы религиозных культур и светской этики в Северодвинске изучают 1 876 учащихся четвёртых классов и 1 363 — пятых.

• В четвёртых классах 1 215 учеников выбрали основы светской этики, 565 — основы православной культуры, 96 — основы мировых религиозных культур.

• В пятых классах: 744 — основы духовно-нравственной культуры народов России, 353 — светская этика, 123 — основы духовно-нравственной культуры народов России и светская этика, 87 — основы православия, 56 — основы духовно-нравственной культуры.

• По курсу работают 83 учителя, 77 из которых имеют педагогический стаж от десяти лет. Среди них 65 учителей начальных классов, остальные — учителя-предметники.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей