— Когда мы говорим об Арктике, речь обычно идёт об освоении месторождений, о Северном морском пути и развитии портов. Но как живут в Арктике люди, какие проблемы их волнуют, какая помощь им нужна? Всё это должно решаться на уровне муниципалитетов, именно для этого была создана новая общественная организация, — сказал в приветственном слове Игорь Орлов.
В Северодвинске прошёл I съезд ассоциации «Арктические муниципалитеты»
Для чего работает ассоциация
Иными словами, ассоциация была рождена, чтобы интересы населения городов и поселений, целых районов и местностей не оказались вне строк принимаемых законов, определяющих развитие Арктики.
Перечислим ключевые документы в этой сфере: «Основы государственной политики в Арктике», «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Всего, как прозвучало на съезде, арктическая тема в разных вариациях присутствует в более чем 500 законах.
Не будем лукавить, нередко глобальность замыслов затмевает простые потребности граждан. В качестве примера достаточно вспомнить ситуацию с рыболовством в Унской губе. Поэтому любые шаги в арктическом направлении не должны вызывать шока у жителей региона.
Наоборот, арктическим проектам отводится задача стать основой бережного природопользования, решения накопившихся проблем в ЖКХ, развития малого бизнеса и промышленности, транспортной сети, сохранения культурного наследия и т.п.
Одиночными петициями и обращениями, когда каждый муниципалитет бьётся сам для себя, добиться результата невозможно. А если взяться всем вместе, то более чем реально. Не исключено участие представителя ассоциации в заседаниях федеральной государственной комиссии по развитию Арктики.
Городу — суда ледового класса
Итак, прошёл год жизни ассоциации — пришло время подвести первые итоги её работы. Во-первых, она выступила с инициативой предоставления господдержки авиакомпаниям, занятым в сегменте «малая авиация», для приобретения вертолётов. За свой счёт приобрести новые машины не в состоянии ни один перевозчик. Кстати, средний возраст вертолетов у нас и в НАО насчитывает 15—20 лет. В результате госкомиссия по вопросам развития Арктики рекомендовала Министерству транспорта РФ внести соответствующие изменения в правила предоставления субсидий в части лизинговых платежей. Аналогичным образом решается проблема обновления парка самолетов АН-2. То есть возрождение региональной авиации перешло в практическую плоскость.
В настоящее время в Москве и регионах ведется работа над законом «О развитии Арктической зоны РФ». Одно из направлений — разработка финансово-хозяйственной модели развития Северного морского пути. Позиция «Арктических муниципалитетов»: Архангельская область и соседние регионы должны и могут стать базой для реализации этого проекта. Конкретные предложения будут сформированы к июню.
— С развитием арктических территорий открываются большие возможности и для муниципалитетов. Необходимо участвовать в федеральных целевых программах. Нас интересуют практически все вопросы: это и малая авиация, и строительство жилья, дорог, создание рабочих мест, в том числе и на новых производствах, основанных вокруг наших градообразующих предприятий. Они та площадка, на которой можно строить и ремонтировать суда ледового класса, создавать другую морскую технику для Арктики, — уверен Михаил Гмырин.
— Надеюсь, что закон станет ещё одним инструментом решения общих для северных территорий проблем, — считает председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир Мелёхин. — В соответствии с Уставом Ассоциации для вступления в неё необходимо решение представительного органа местного самоуправления. Наши депутаты приняли такой документ в ноябре 2014 года.
Также на съезде ассоциация пополнилась новыми членами. Это Архангельск и Новодвинск, муниципалитет Новая Земля и городской округ «Воркута» (Республика Коми), Мезенский и Онежский районы. Сегодня в ассоциации 9 участников, но это не предел. Готовность к сотрудничеству выразили ряд муниципальных образований Ямало-Ненецкого округа и Мурманской области.
***
Справка «СР»
Юридически ассоциация была создана в феврале 2015 года по инициативе губернатора Игоря Орлова. Председателем новой организации, в которую первоначально вошли Северодвинск, Примор-ский район нашей области и Заполярный район НАО, был избран мэр города корабелов Михаил Гмырин. Организации, подобной «Арктическим муниципалитетам», в России нет.