Глаз человека никогда ещё за всю историю человечества не испытывал таких нагрузок, как в 21-м веке. Что ж говорить о детях, которые тратят так много времени на просмотр ТВ, на компьютер и всевозможные гаджеты. Офтальмологи бьют тревогу: зрение детей катастрофически ухудшается. Сегодня о проблеме нам рассказывает заведующая офтальмологическим отделением детской поликлиники № 1 Марина Валерьевна ШМЕЛЁВА.
Почему и как это остановить
— Уже доказано, что в сельской местности и в горных районах меньше детей с низким зрением. Они имеют возможность любоваться природными объектами и чаще бывают на воздухе. Самой природой заложено, что мышцам глаза легко работать вдаль, а зрительная работа на близком расстоянии требует гораздо большей затраты сил. Второй факт: нормально, когда глаза постоянно двигаются. Мы же часами заставляем их находиться в одном и том же положении. В результате длительного устремления взора на экран монитора глазные мышцы находятся в непрерывном напряженном состоянии, что приводит к зрительному утомлению, которое сопровождается затуманиванием зрения, нечёткостью видения. Появляются боли в глазах, головная боль, светобоязнь. Нарушение зрения приводит к перегрузке мозга, общему утомлению. Все описанные нами жалобы составляют компьютерный синдром. И чем старше класс в школе, тем больше предметов мы изучаем, больше увлекаемся чтением, посещаем музыкальные и художественные школы, интеллектуальные кружки. Всё это хорошо, но важно помнить о своём здоровье!
Я провела анализ выявляемой патологии за 2013—2014 годы и заметила не очень хорошую тенденцию. Если в 1-м классе впервые выявляется от 5 до 6 % патологии, то к концу 1-го класса 12—15% детей уже состоят на диспансерном учёте у офтальмолога. И уже к концу учёбы, в 11-м классе, на учёте состоит 48% детей (данные 2014 года)! В течение последних 2—3 лет родители и дети стали жаловаться на введение в классах интерактивных досок. Дети занимаются при приглушенном свете, жалуются, что с доски не очень хорошо видно. Тут надо обращать внимание на качество монитора интерактивной доски. И мы видим по осмотрам, что уже в первых классах таких школ количество выявляемой впервые патологии увеличилось с 5,5 до 15—20%! Потом на многих предметах в школах пишутся рефераты, хотя можно было бы применить другие формы — дискуссии, круглые столы, занятия по развитию речи. Бывает, что ребёнок, освобожденный или занимающийся в спецгруппе по физкультуре (в связи с ухудшением зрения), пишет по несколько рефератов сразу. В школах, дома, на дополнительных занятиях идёт колоссальная нагрузка на зрение!
Мы в свою очередь стараемся делать всё возможное. В этом, 2015 году наше офтальмологическое отделение стало призёром Ломоносовских чтений в Северодвинске. Работа «Комплексная реабилитация детей с офтальмологической патологией в Северодвинске» обобщает опыт офтальмологов. Мы охватываем лечебными и реабилитационными мероприятиями маленьких северодвинцев — от недоношенных малышей до подростков 18 лет, есть дошкольные специализированные учреждения, школьный летний лагерь для детей с пониженным зрением, кабинет охраны зрения. Мы ведём деток в комбинате для детей с офтальмологической патологией «Хрусталик» с двухлетнего возраста. Видим, как они приходят слабовидящие, с косоглазием, и потом, когда на выпускном бале танцуют красивые, «видящие» дети, которые пойдут в обычную школу, радуемся за них! И родители, и дети должны помнить: зрение нужно беречь с детства!
Уровень выявляемых патологий зрения в Северодвинске:
•В 1-м классе: выявляется от 5 до 6 % патологии, к концу 1-го класса 12—15% детей состоят на диспансерном учёте у офтальмолога.
•В 5-м классе: выявляется патологии 6,2—6,7%, на учёте состоит 32—36% детей.
•В 9-м классе: выявляется — 4,2% (2013 г.), 6,2% (2014 г.), состоит на учёте 26 (2013 г.) и 36% (2014 г.)
•В 11-м классе: выявляется 3,8% (2013 г.), 8,2% (2014 г.), на учёте — 39% (2013 г.) и 48% детей (2014 г.).
СОВЕТЫ ОФТАЛЬМОЛОГА
•Пользоваться компьютером не более 1 часа в день, экран должен находиться в 45—70 см от глаз, после 15 минут работы делать перерыв до 5 минут для упражнений.•Гимнастика для глаз: поморгать, зажмуриваться, перемещение взгляда, вращательные движения глаз, смотреть на близкую точку, а потом вдаль и т.д. •Выполнение уроков не должно превышать 3—4 часа. Каждые 20—30 минут нужно давать отдых глазам по 10 минут.•Чередовать занятия дома с прогулками на свежем воздухе. •Телевизор малышам можно смотреть 15 минут в день, детям 6—7 лет — до 30 минут в день, школьникам — не больше часа в день. Экран ТВ должен быть на расстоянии 2—3 метров.