Борис Шокин: «Я никогда не кривил душой»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/12/828_d1082.jpg

Те, кому повезло учиться у этого педагога, могут по праву гордиться: школа Бориса Шокина — это школа жизни! И если выражаться терминами физики, он изменил вектор жизни многих ребят, сделав их успешными и целеустремлёнными.

Известный далеко за пределами Северодвинска педагог празднует 70-летие

 

Раскрыть способности ребёнка, сделать сложный предмет понятным, живым и интересным может не каждый. Но Борису Павловичу, восемь раз становившемуся лауреатом премии фонда «Династия» и по завету Ломоносова ставящему один опыт выше тысячи мнений, это удаётся блестяще. Первым юбиляра поздравил… его бывший Учитель!

— Когда школа только открылась и здесь работал Валентин Николаевич Русинов, я ещё был пацанёнком. Познакомился с ним уже в 1970 году, приехав в Северодвинск после практики, когда он работал во втузе. Позже Валентин Николаевич уехал жить в Москву, но связь мы поддерживаем, раз в месяц созваниваемся.

— Вы для себя какие-то итоги сейчас подводите — жизненные, педагогические?

— Их жизнь сама подводит: что хорошо, что плохо. Итоги в педагогике подводят ученики, которые поступили учиться во многие вузы вплоть до Урала, в Армении и Грузии. В ноябре исполнится 50 лет, как я в школе. В 1966 году пришёл в Онегу на практику, тогда всё и началось. Если выдержу ещё полтора года — поработаю. Пришло уже время нянчиться с внуками.

— Как вы думаете, любой человек может быть учителем?

— Это не я сказал — государство. У нас уже шестой или седьмой год в Архангельске нет набора на физмат. Любой специалист, окончивший вуз по профилю естественных наук, может преподавать физику и математику. Прийти в школу и наломать дров. Когда мы учились, не столько внимания обращалось на саму теоретическую физику, сколько на методику преподавания, решение школьных задач. И если созданную базу методики физики сейчас уничтожат, больше её никогда не будет.

— Часто приходится слышать, что нынешнее поколение учеников стало хуже. Вы разделяете это мнение?

— У школьников интереса нет ко многим предметам. Я им со своей колокольни говорю чётко и ясно: пока у тебя физика будет в 33-м кабинете, математика — в 21-м, а химия — в 30-м, ты ничего знать не будешь. Всё взаимосвязано. Но многие при этом живут сегодняшним днём. Два урока назад им всё показал, объяснил, контрольную написали. Пошла следующая тема — предыдущее забыто.

— Может, надо другие методики применять, чтобы интерес сохранялся?

— Сколько можно жить на одном интересе? Я и плясал перед ними, и песни физические пел, привёз столько материала из ЦЕРНа, где построен большой адронный коллайдер. Двум классам рассказывал про возможность учиться и работать в наукограде в Дубне. Думаете, хоть кто-нибудь после урока подошёл?

— Тогда так: чего не хватает современному образованию?

— Всё есть: информация, оборудование, журналы, книги. Это бы всё увлечённым ученикам 1980-х — нынешние попросту книг не читают. Желание своё должно быть прежде всего.

— Для вас самого в жизни какой главный урок был?

— Я никогда не кривил душой — и когда только начинал работать, и сейчас. Резал правду-матку прямо в глаза. Это главное, что я пронёс через всю жизнь.

 

Устами одного класса (11б, выпуск 1993 года)

 

4Если бы семья осталась жить в Северодвинске, мои дети учились бы только у него. Мы ждали появления Бориса Павловича с трепетом и первое время, не скрою, даже страхом. Но когда он взял наш класс, увидели его с другой стороны — как человека строгого, но с юмором, справедливого, любящего умных и работоспособных детей. Имя Бориса Павловича известно во всех серьезных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. И очень приятно знать, что столько лет спустя мой учитель преподаёт, что у него есть на это здоровье, силы и желание!

Марина Рудева и её родители (г. Краснодар).

 

 

На одном из уроков Борис Павлович рассказал такой случай. В юном возрасте ему не давался какой-то предмет. Он брал учебники, уединялся на природе днями, пока не выучит, — домой возвращался только спать. Когда на третьем курсе втуза я попала с аппендицитом в больницу и впервые в жизни получила «неуд» за экзамен (вдвойне обидно — по физике), решила последовать его методу. Пересдача прошла на пять с плюсом! Я и в дальнейшем применяла этот «метод БПШ», когда что-то не получалось. Вот так на личном примере Борис Павлович научил, как нужно работать над собой.

Наталья Курбатова (Плескевич), программист

 

 

Помню такой случай: после окончания школы прошло  много лет, мы ждём второго ребёнка. Я на родах у жены: всё прошло хорошо, но поскольку это был мой первый опыт, очень волновался. Вдруг звонок на мобильный. «Привет, Андрей». Слышу, голос-то знакомый. Это Борис Павлович. «Поздравляю с рождением…!» Откуда он узнал, до сих пор для меня остаётся загадкой.

Андрей Ветров

 

 

Лишь многие годы спустя я понял: четыре года учёбы у Бориса Павловича были «стартапом» моей послелицей-ской жизни.

Наверное, все его ученики помнят как наглядно, с помощью «подопытных» помощников он доходчиво объяснял ту или иную тему. Помимо физики он старался увлечь нас знаниями из других областей, прикоснуться к чему-то новому, необычному. Помнится, зимой 1993 года он собрал несколько моих одноклассников, имеющих пятёрку по английскому языку, и пригласил к себе домой. У него гостил американский учитель, и нам представилась уникальная возможность пообщаться с носителем языка на разные темы!

Можно много слов сказать об этом удивительном педагоге и чутком человеке, который поимённо помнит всех своих учеников. Именно благодаря таким людям, как он, наше образование заслужило блестящую репутацию.

Роман Коваль, ведущий программист ОАО «Первый канал»

***

Борис Павлович всегда связывает теорию с жизнью. Когда, например, объясняет ребятам движение тока по проводам, сравнивает его с движением воды в водопроводе. Он живёт физикой. И даже когда нет уроков, всегда приходит в школу готовиться.

Жизнь для него — это движение. Он за день успевает столько всего! Каждое воскресенье ходит в баню. Любит собирать ягоды вместе с друзьями, ему обязательно нужен коллектив. И он прекрасно поёт!

Марина Хромцова, учитель математики лицея № 17

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей