Товар испорчен. Кому платить?

Примеряла в магазине платье — и в процессе примерки оно порвалось у ворота. Сказала продавцу, а та: вы его испортили, теперь обязаны купить или возместить ущерб. Я отказалась, сказав, что платье некачественное, было бы нормально пошито — такого бы не случилось. И вообще, я читала, что за порчу товара до оплаты на кассе ответственность по закону несёт магазин, денег с меня требовать права не имеют. Продавец позвала охранника, чтобы он «разобрался со мной», а я просто бросила ей платье и убежала. Никто меня не догонял. Кто из нас на самом деле прав? Татьяна

Строго по закону

Продавец действительно не имела права заставлять платить на месте покупательницу, не считающую себя виноватой. И вызванный на подмогу охранник, если бы попробовал применять какие-либо насильственные действия или угрожать, попал бы под ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб», рискуя получить срок до пяти лет, а в случае тяжких последствий — до семи лет. Поэтому он и не стал гнаться за «нарушительницей».

Но можно было не убегать, а потребовать составить акт о порче имущества в присутствии двух свидетелей и написать заявление об отказе оплачивать ущерб — с указанием причины: ненадлежащее качество товара. И пусть обращаются в суд, если захотят.

Чтобы выяснить, кто несёт ответственность за товар, который ещё не был продан, обратимся к Гражданскому кодексу РФ: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором» — ст. 211. Пока вы не оплатили товар и не получили чек, вы не являетесь его собственником, и риск за порчу товара на вас никто не может переложить. Но это не значит, что покупатель никакой ответственности не несёт. Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причинённый гражданину или юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Но есть спасительная для покупателя оговорка: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине».

В случае с порванным платьем, если строго по закону, следовало бы провести экспертизу качества (стоимость которой тоже должна оплачивать сторона, признанная виновной). Вероятно, это действительно был некачественный товар, но продавец попыталась заставить покупательницу заплатить, опасаясь, что работодатель вычтет стоимость платья или ремонта из её зарплаты.

 

Узкие проходы, мокрый пол…

Чаще всего порча товара происходит в продовольственных магазинах. И ценовая политика магазинов сейчас такова, что риск порчи или случайного уничтожения товара уже закладывается в его цену. Поэтому, если вы случайно рассыпали пакет сахарного песка, разбили стеклянную бутылку лимонада или пива, за вами, скорей всего, просто уберут без лишних слов. Но если это будет коллекционное вино или односолодовый виски, наверняка потребуют возмещения ущерба, и вам останется только пытаться доказать свою невиновность.

Вашей вины нет, если магазин сам не обеспечил свободу движения покупателей и безопасные для товара условия.

Можно смело заявлять о своей невиновности, если:

*в торговом зале проходы между стеллажами меньше установленных ГОСТом 51773-2001 (1,4 м — при торговой площади до 100 кв. м; 1,6 м — для 100—150 кв. м; 2 м — 150—400 кв. м; 2,5 м — свыше 400 кв. м);

*проход между стеллажами заставлен товаром или тележками (корзинами);

*товар расположен на стеллаже неустойчиво, полки не имеют бортиков, магазин не обеспечивает возможность выбрать товар, не задев соседние;

*в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;

*вас толкнули;

*товар разбился, упав с ленты транспортёра на кассе.

Если же покупатель испортил товар намеренно или по неосторожности (взял в руки бутылку и не удержал, свободно стоя в широком проходе на сухом полу), то требования магазина возместить ущерб законны. Но, как было сказано, заставить платить на месте, прибегая к насильственным действиям или угрозам, администрация магазина права не имеет. Покупатель всё равно может настаивать на своей невиновности (бутылка была скользкая, стояла на самом краю, продавец что-то сказал под руку и т.п.). И пусть вопрос решается в суде. Если магазин сочтёт целесообразным судиться.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей