Первоначально в исковом заявлении было восемь отрезков улично-дорожной сети Северодвинска. Но на итоговый день слушаний один из объектов — Ягринское шоссе — уже был отремонтирован. Его исключили из перечня, а остальные решением суда надлежит привести в соответствие с нормативами до 1 августа 2016 года.
Суд обязал мэрию отремонтировать семь участков дорог, при этом финансовая составляющая не исследовалась
Изначально истец, городская прокуратура, требовал привести дороги в порядок до 1 октября 2015 года — даты своеобразного окончания ремонтного сезона. Представители администрации Северодвинска убеждали Фемиду, что по объективным причинам этот срок нереален, и аргументы были услышаны.
Перечислим будущие «судебные» места покрытия «картами»:
•ул. Ломоносова, участок от ул. Железнодорожной до пр. Беломорского и от пр. Труда до ул. Орджоникидзе;
•ул. Тургенева, участок от дома 11 до ул. Чехова (кроме участка между световыми опорами № 8 и 9);
•ул. Полярная, участок от ул. Ломоносова до ул. Торцева (кроме перекрёстка ул. Советской и Полярной);
•ул. Арктическая, участок от дома 8 до ул. К. Маркса;
•ул. Трухинова, участок от ул. Ломоносова до ул.
К. Маркса;
•ул. Пионерская, участок от ул. Ломоносова до ул. Советской;
•пр. Беломорский, участок от ул. Южной до дома 76.
Вынесенный вердикт можно считать руководством к действию. Указанные адреса автоматически попадают в список ремонтов 2016 года. Не подвергая сомнению справедливость требований прокуратуры и судебное решение в целом, хотелось бы поинтересоваться: совпадают ли эти участки с намеченными мэрией или нет? Если да, то никаких проблем — в бюджете на них будет предусмотрено должное финансирование. Если нет, то, чтобы не попасть под санкции за неисполнение судебного решения, что-то из планового ремонтного списка администрации придётся отложить. Другого варианта нет — никто не будет отрывать кусок бюджетного пирога у образования, соцзащиты и расселения аварийного жилья.
И тут не избежать вопроса: а насколько справедлива подобная рокировка? Чтобы ответить на него, нужно знать, проходят ли по указанным участкам маршруты общественного транспорта, являются ли они перегонами с большой интенсивностью движения машин и пешеходов, велика ли на них аварийность именно из-за плохого состояния проезжей части. Доверим эти подсчёты специалистам. И хотя мы таковыми не являемся, но один адрес — пр. Беломорский, от ул. Южной до дома 76, — оценить можем: вряд ли отвечает этим критериям. В этом тупичке расположены типография, ветеринарная станция, противотуберкулёзный диспансер и небольшая жилая многоэтажка. Да, дорога к ним представляет собой печальное зрелище, но построить нечто достойное, а нужно здесь проводить именно масштабные работы, будет стоить, по оценке опрошенных экспертов, не один десяток миллионов рублей.
Да, проживающие в доме люди и посетители перечисленных учреждений имеют право на приличную дорогу. Однако не будем забывать, что городской бюджет дефицитный, и как бы ни старалась администрация дать больше денег на дороги, отремонтировать всё за год-два невозможно. И если на этом примере смотреть на проблему в общегород-ском масштабе, то такое вложение средств трудно назвать рачительным.
Ещё один похожий адрес — улица Транспортная. Наверное, далеко не каждый северодвинец знает, где она находится. Напомним, это правый поворот после трубопровода, если ехать на Ягры. На ней и далее по ул. Двинской расположены мастерские, производственные базы, офисы субъектов малого и среднего предпринимательства. Горожане этой дорогой пользуются нечасто, здесь не ходят автобусы. Этой веткой пользовались, когда строили «шайбу» на въезде в город. Теперь приходится думать, как привести её в соответствие с ГОСТом. Комитету ЖКХ, транспорта и связи мэром Михаилом Гмыриным дано поручение организовать совместное финансирование ремонтных работ.
— Необходимо направить письма с таким предложением всем предпринимателям, чьи объекты расположены на ул. Транспортной, тем более что подобный опыт у нас уже есть. В этом году мы общими усилиями привели в порядок Грузовой проезд. Это справедливо, когда представители бизнеса участвуют в финансировании ремонта дорог, которыми сами активно пользуются, — уверен глава города.
Очевидно, что лихим кавалерийским наскоком дорожные ямы и колдобины не победить. Нужны время и системная работа с участием всех заинтересованных сторон: мэрии, ГАИ, прокуратуры. В противном случае может получиться как в ситуации, когда спишь под маленьким одеялом: натянешь его на голову — вылезут ноги, укутаешь конечности — застудишь спину. Так что обращение в суд представляется крайней мерой, когда исчерпаны все аргументы.