Сегодня Марина Васильева, экс-редактор газеты «Полезная», а ныне заведующая отделом писем, отмечает юбилей. Её знают как вдову поэта Ильи Георгиевича Павлова, как маму, воспитавшую талантливого сына. Собственное творчество Марина Александровна не афишировала. Если и публиковала в газете стихи и прозу, то под псевдонимами: Авель Ваирасмани, Маша Базарова, Тамара Медынская, Валентина Ярцева... В день 55-летия Марины Васильевой мы публикуем стихотворения под её настоящим именем.
Марина Васильева: «В моём возрасте нужно быть либо богатой и знаменитой, либо окружённой многочисленными детьми и внуками»
Очень советский северодвинский менталитет
— Марина Александровна, вы по образованию энергетик, а как пришли в журналистику?
— После Московского энергетического института работала по распределению в Подмосковье, в Северных сетях «Мосэнерго», а в 1989 году родители «вытащили» меня в Северодвинск. Это были очень интересные времена, и меня больше занимали глобальные общественно-политические и экономические проблемы, чем работа инженера. В Северодвинске был очень советский менталитет: более советский, чем вообще в СССР. Здесь люди жили достаточно обеспеченно, город всегда твёрдо стоял на ногах — и тут крутой разворот. Волновало, как переживут реформы наши градообразующие предприятия, как северодвинцы впишутся в рынок.
— Наверное, это и стало темами ваших первых материалов…
— Желающих писать о политике хватало, в первую очередь это была прерогатива редактора Николая Николаевича Кочурова. Меня как пишущего инженера он взял на работу в 1990-м под конкретную задачу — освещать тему промышленности в городе. Я начала вести страницу «Стройплощадка» — совместный проект с УС «Спецстрой-19», которое возглавлял Анатолий Николаевич Поляков. Начала налаживать контакты с нашими судостроительными предприятиями: в советские времена был режим секретности, о заводах и воинских частях газета не писала, а если и встречались фотографии людей с погонами, то даже звёздочки на них ретушировались.
— А почему именно в газету пошли?
— «Северный рабочий» был тогда очень авторитетным изданием, настоящей «четвёртой властью» в городе. Один раз я, правда, попробовала и тележурналистику. В 1992-м мы с оператором Сергеем Кожиным делали сюжет для программы «Вести». Тогда впервые по телевидению показали северодвинскую подводную лодку. Но это был первый и последний мой сюжет: я тогда ждала ребёнка, в газете мне было спокойнее. И вообще работа с текстами ближе. А когда стала мамой, переключилась на социальные и медицинские темы.
«Полезная» была нужна в своё время
— Многие вас знают как бывшего редактора газеты «Полезная». Что вы лично пытались привнести в газету? В чём была изюминка той «Полезной»?
— Эта газета была нужна в своё время. В СССР каждая семья выписывала по несколько журналов. В 90-е годы это ушло, а интернет ещё был малодоступным и дорогим. Мне хотелось, чтобы читатель получал нечто, продолжающее традиции той самой советской периодики, — пусть небольшое издание, но дающее что-то полезное и интересное для каждого члена семьи. В те времена многие читатели хранили подшивки и вырезки из «Полезной».
Меня как маму очень волновала среда, в которой растут дети, поэтому в чём-то газета была ориентирована на воспитание подрастающего поколения: головоломки, конкурсы, викторины для школьников. Участвуя в этом, дети и сами начинали понемножку писать в газету.
— На какое-то время вы ушли из газеты. Почему?
— Причин — масса. С распространением интернета стали падать тиражи печатных СМИ, ухудшалась и экономическая ситуация в редакциях. В «Северном рабочем» проблема стояла очень остро, «Полезную» в прежнем виде кое-кто считал ненужной роскошью. Но главное — у меня возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Нервы были дороже…
— А чем занимались после ухода?
— Отдыхала, помогала сыну с поиском статей, редактированием, рефератами: он, ещё будучи студентом, впрягся в интенсивную научную работу факультета философии НИУ ВШЭ. Немного сотрудничала удалённо с компанией «Телеформат» — написала несколько сценариев для проектов «Понять. Простить», «Домработница»… Да, все истории там — выдуманные.
И снова пошла бы в журналистику
— Сейчас вы вернулись в редакцию «Северного рабочего» в новом статусе — заведующая отделом писем. Что наиболее важно в этой работе?
— Я уходила из редакции, когда была больше нужна сыну, чем газете. Сейчас сын женился, и я чувствую, что газете нужна больше, чем ему (смеётся), поэтому вернулась. Ушла на заслуженный отдых Анна Данилова, образовалась брешь. Отдел писем — это обратная связь, живое общение. Читателю нужно, чтобы кто-нибудь его выслушал, посочувствовал, передал его голос в газете. Газета может и не решить проблему, но хотя бы обозначить её.
— Если бы сейчас вновь был период, когда вы выбираете профессию, какой бы путь выбрали?
— Пошла бы в журналистику, скорее всего.
— Знаю, что вы ведёте блог. Что для вас значит писать? Самореализовываться?
— Блог — это в первую очередь общение, которого мне не хватало в реальной жизни. В 90-е и в начале нулевых в «Северном рабочем» была своя интересная для меня тусовка, в том числе и поэтическая. Не говоря о покойном Илье Георгиевиче, здесь работали Людмила Жукова, Александр Раменский, Андрей Михайлов, Елена Николихина: потом все эти люди по разным причинам покинули редакцию, появилось «племя младое, незнакомое». А в моей жизни главными факторами была ответственность: за больную мать, за воспитание ребёнка, за газету опять же. А общение в интернете не требует специальных телодвижений в пространстве. Кстати, сказочки в «Полезную» иногда писали и авторы из Москвы, из Германии, из Израиля, из Австралии…
— Вам исполняется 55 лет. А каков ваш психологический возраст?
— По-разному ощущаю себя: то на тридцать лет, то на сорок, то на восемьдесят, то на пять. Зависит от ситуации. Но на 55 себя никак не чувствую.
— А праздник будет в честь юбилея?
— Придётся как-нибудь отметить, но мне бы не хотелось. Хочется, чтобы после 2 июля сразу наступило 4-е. Не считаю день рождения праздником, тем более любимым. Считаю себя вообще неудачницей, ибо в моём возрасте нужно быть либо богатой и знаменитой, либо окружённой многочисленными детьми и внуками. Причём второе важнее, а лучше — всё сразу.
минута поэзии От МАРИНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ
За то, что, к счастью, я не гений,
Благодарю тебя, Создатель!
И в поисках моих творений
Не станет ни один издатель
Дышать седой архивной пылью,
В подшивках роясь и на дисках,
И не поставят на могиле
Внушительного обелиска,
И благодарные потомки
В угоду праздным ротозеям
Вещей прижизненных обломки
Моих не выставят в музее,
Не продадут с аукциона,
И даже педагоги в школах
Будить умы детишек сонных
Моим бряцающим глаголом
Не станут никогда…
А жалко.
Оно бы было и неплохо.
Прикинь: словесница-брюзжалка
Читает с этаким привздохом
Мой текст. Допустим, о природе:
Рябины пламенные кисти,
Сеть облаков, и что-то вроде
Парящих в менуэте листьев —
Ну, антураж стандартный: осень.
Ночь. Улица. Аптека. Фары…
Училка задает вопросик —
И ставит пары, пары, пары…
Ну почему же я не гений?!
Я бы такой великой стала!
Но кто утоп в реке забвенья,
Не навернётся с пьедестала.
***
И солнечный шар в киселе фиолета
Был странного цвета, и не было лета,
И не было ветра, и было похоже,
Что воздуха не было, не было тоже.
Застывшее время, застывшее море
Печальным минором в отчаянном взоре,
Случайные шорохи воображенья
Ряды плоскостей приводили в движенье.
Летящие мимо мосты и фонтаны,
До боли знакомы, до ужаса странны,
Казались всё больше.
И некуда деться.
И страх был цветным.
Он был родом из детства.
И что-то, что жизненно необходимо,
Витало незримо, так рядом… и мимо.
И что-то такое шепталось: поверьте,
Нет в жизни покоя — не будет и в смерти.
***
Но надо было убедиться воочию:
Как звонкий хрусталь — о глухой бетон,
Осколком, брызгами, вдрызг и прочее.
Недоуменье. Гудит притон.
Притон сиротский — приют обманутых
Судьбой обманщиков.
Мутный взгляд
Всплывает в рюмке, увядший, втянутый,
Уставший биться о всё подряд.
Но места нет. А пути — тем более.
Похмелья не избежать, увы.
Глупейшей рифмой торчит магнолия
Из чьей-то треснувшей головы.
Герой-любовник с лицом расквашенным,
С капустой квашеной по усам
Дворец картонный — зато раскрашенный! —
Приклеить тужится к небесам,
Да криво клеится.
Встали в очередь
Босые золушки косяком.
И с дружной песней пошли рабочие
За Русь, за водку громить профком.
Ребёнок плачет натужно, жалостно.
Поэт читает ему стихи.
И ничего больше не осталось. Но
Ещё есть шанс искупить грехи.