Журналист, поэтесса, мама..

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/07/664_d1080.jpg

Сегодня Марина Васильева, экс-редактор газеты «Полезная», а ныне заведующая отделом писем, отмечает юбилей. Её знают как вдову поэта Ильи Георгиевича Павлова, как маму, воспитавшую талантливого сына. Собственное творчество Марина Александровна не афишировала. Если и публиковала в газете стихи и прозу, то под псевдонимами: Авель Ваирасмани, Маша Базарова, Тамара Медынская, Валентина Ярцева... В день 55-летия Марины Васильевой мы публикуем стихотворения под её настоящим именем.

Марина Васильева: «В моём возрасте нужно быть либо богатой и знаменитой, либо окружённой многочисленными детьми и внуками»

 

Очень советский северодвинский менталитет

— Марина Александровна, вы по образованию энергетик, а как пришли в журналистику?

— После Московского энергетического института работала по распределению в Подмосковье, в Северных сетях «Мосэнерго», а в 1989 году родители «вытащили» меня в Северодвинск. Это были очень интересные времена, и меня больше занимали глобальные общественно-политические и экономические проблемы, чем работа инженера. В Северодвинске был очень советский менталитет: более советский, чем вообще в СССР. Здесь люди жили достаточно обеспеченно, город всегда твёрдо стоял на ногах — и тут крутой разворот. Волновало, как переживут реформы наши градообразующие предприятия, как северодвинцы впишутся в рынок.

— Наверное, это и стало темами ваших первых материалов…

— Желающих писать о политике хватало, в первую очередь это была прерогатива редактора Николая Николаевича Кочурова. Меня как пишущего инженера он взял на работу в 1990-м под конкретную задачу — освещать тему промышленности в городе. Я начала вести страницу «Стройплощадка» — совместный проект с УС «Спецстрой-19», которое возглавлял Анатолий Николаевич Поляков. Начала налаживать контакты с нашими судостроительными предприятиями: в советские времена был режим секретности, о заводах и воинских частях газета не писала, а если и встречались фотографии людей с погонами, то даже звёздочки на них ретушировались.

— А почему именно в газету пошли?

— «Северный рабочий» был тогда очень авторитетным изданием, настоящей «четвёртой властью» в городе. Один раз я, правда, попробовала и тележурналистику. В 1992-м мы с оператором Сергеем Кожиным делали сюжет для программы «Вести». Тогда впервые по телевидению показали северодвинскую подводную лодку. Но это был первый и последний мой сюжет: я тогда ждала ребёнка, в газете мне было спокойнее. И вообще работа с текстами ближе. А когда стала мамой, переключилась на социальные и медицинские темы.

 

«Полезная» была нужна в своё время

— Многие вас знают как бывшего редактора газеты «Полезная». Что вы лично пытались привнести в газету? В чём была изюминка той «Полезной»?

— Эта газета была нужна в своё время. В СССР каждая семья выписывала по несколько журналов. В 90-е годы это ушло, а интернет ещё был малодоступным и дорогим. Мне хотелось, чтобы читатель получал нечто, продолжающее традиции той самой советской периодики, — пусть небольшое издание, но дающее что-то полезное и интересное для каждого члена семьи. В те времена многие читатели хранили подшивки и вырезки из «Полезной».

Меня как маму очень волновала среда, в которой растут дети, поэтому в чём-то газета была ориентирована на воспитание подрастающего поколения: головоломки, конкурсы, викторины для школьников. Участвуя в этом, дети и сами начинали понемножку писать в газету.

— На какое-то время вы ушли из газеты. Почему?

— Причин — масса. С распространением интернета стали падать тиражи печатных СМИ, ухудшалась и экономическая ситуация в редакциях. В «Северном рабочем» проблема стояла очень остро, «Полезную» в прежнем виде кое-кто считал ненужной роскошью. Но главное — у меня возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Нервы были дороже…

— А чем занимались после ухода?

— Отдыхала, помогала сыну с поиском статей, редактированием, рефератами: он, ещё будучи студентом, впрягся в интенсивную научную работу факультета философии НИУ ВШЭ. Немного сотрудничала удалённо с компанией «Телеформат» — написала несколько сценариев для проектов «Понять. Простить», «Домработница»… Да, все истории там — выдуманные.

 

И снова пошла бы в журналистику

— Сейчас вы вернулись в редакцию «Северного рабочего» в новом статусе — заведующая отделом писем. Что наиболее важно в этой работе?

— Я уходила из редакции, когда была больше нужна сыну, чем газете. Сейчас сын женился, и я чувствую, что газете нужна больше, чем ему (смеётся), поэтому вернулась. Ушла на заслуженный отдых Анна Данилова, образовалась брешь. Отдел писем — это обратная связь, живое общение. Читателю нужно, чтобы кто-нибудь его выслушал, посочувствовал, передал его голос в газете. Газета может и не решить проблему, но хотя бы обозначить её.

— Если бы сейчас вновь был период, когда вы выбираете профессию, какой бы путь выбрали?

— Пошла бы в журналистику, скорее всего.

— Знаю, что вы ведёте блог. Что для вас значит писать? Самореализовываться?

— Блог — это в первую очередь общение, которого мне не хватало в реальной жизни. В 90-е и в начале нулевых в «Северном рабочем» была своя интересная для меня тусовка, в том числе и поэтическая. Не говоря о покойном Илье Георгиевиче, здесь работали Людмила Жукова, Александр Раменский, Андрей Михайлов, Елена Николихина: потом все эти люди по разным причинам покинули редакцию, появилось «племя младое, незнакомое». А в моей жизни главными факторами была ответственность: за больную мать, за воспитание ребёнка, за газету опять же. А общение в интернете не требует специальных телодвижений в пространстве. Кстати, сказочки в «Полезную» иногда писали и авторы из Москвы, из Германии, из Израиля, из Австралии…

— Вам исполняется 55 лет. А каков ваш психологический возраст?

— По-разному ощущаю себя: то на тридцать лет, то на сорок, то на восемьдесят, то на пять. Зависит от ситуации. Но на 55 себя никак не чувствую.

— А праздник будет в честь юбилея?

— Придётся как-нибудь отметить, но мне бы не хотелось. Хочется, чтобы после 2 июля сразу наступило 4-е. Не считаю день рождения праздником, тем более любимым. Считаю себя вообще неудачницей, ибо в моём возрасте нужно быть либо богатой и знаменитой, либо окружённой многочисленными детьми и внуками. Причём второе важнее, а лучше — всё сразу.

минута поэзии От МАРИНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ

За то, что, к счастью, я не гений,

Благодарю тебя, Создатель!

И в поисках моих творений

Не станет ни один издатель

Дышать седой архивной пылью,

В подшивках роясь и на дисках,

И не поставят на могиле

Внушительного обелиска,

И благодарные потомки

В угоду праздным ротозеям

Вещей прижизненных обломки

Моих не выставят в музее,

Не продадут с аукциона,

И даже педагоги в школах

Будить умы детишек сонных

Моим бряцающим глаголом

Не станут никогда…

А жалко.

Оно бы было и неплохо.

Прикинь: словесница-брюзжалка

Читает с этаким привздохом

Мой текст. Допустим, о природе:

Рябины пламенные кисти,

Сеть облаков, и что-то вроде

Парящих в менуэте листьев —

Ну, антураж стандартный: осень.

Ночь. Улица. Аптека. Фары…

Училка задает вопросик —

И ставит пары, пары, пары…

Ну почему же я не гений?!

Я бы такой великой стала!

Но кто утоп в реке забвенья,

Не навернётся с пьедестала.

***

И солнечный шар в киселе фиолета

Был странного цвета, и не было лета,

И не было ветра, и было похоже,

Что воздуха не было, не было тоже.

Застывшее время, застывшее море

Печальным минором в отчаянном взоре,

Случайные шорохи воображенья

Ряды плоскостей приводили в движенье.

Летящие мимо мосты и фонтаны,

До боли знакомы, до ужаса странны,

Казались всё больше.

И некуда деться.

И страх был цветным.

Он был родом из детства.

И что-то, что жизненно необходимо,

Витало незримо, так рядом… и мимо.

И что-то такое шепталось: поверьте,

Нет в жизни покоя — не будет и в смерти.

***

Но надо было убедиться воочию:

Как звонкий хрусталь — о глухой бетон,

Осколком, брызгами, вдрызг и прочее.

Недоуменье. Гудит притон.

Притон сиротский — приют обманутых

Судьбой обманщиков.

Мутный взгляд

Всплывает в рюмке, увядший, втянутый,

Уставший биться о всё подряд.

Но места нет. А пути — тем более.

Похмелья не избежать, увы.

Глупейшей рифмой торчит магнолия

Из чьей-то треснувшей головы.

Герой-любовник с лицом расквашенным,

С капустой квашеной по усам

Дворец картонный — зато раскрашенный! —

Приклеить тужится к небесам,

Да криво клеится.

Встали в очередь

Босые золушки косяком.

И с дружной песней пошли рабочие

За Русь, за водку громить профком.

Ребёнок плачет натужно, жалостно.

Поэт читает ему стихи.

И ничего больше не осталось. Но

Ещё есть шанс искупить грехи.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей