Печально, но северодвинцы уже начали привыкать к тому, что ещё недавно казалось диким. Автобусные войны между перевозчиками, процветавшие в Архангельске, добрались после ликвидации ПАТП и до нас.
Автобусные войны в Северодвинске перешли рубеж словесных перепалок
Подрезать не возбраняется
Они подрезают друг друга, летят на красный, отходят от маршрута, срезая дорогу, — вот далеко не все методы разборок между конкурентами на некоторых маршрутах.
Я сама была свидетелем того, как водитель полупустого «пазика» чуть не зажал задними дверями девушку. Думая о том, как бы приехать быстрее конкурента, он оставил пассажирку на остановке в недоумении и с испорченным настроением.
А как гоняют по городу! Слышала и то, как изобретательно водитель автобуса переманивал другого в фирму, где работает сам.
Но нормальный разговор в этой сфере скорее исключение. Чаще встречается противоположное. Пример — два случая, произошедшие недавно между водителями и кондукторами «пазиков» и микроавтобусов, работающих на маршруте «АТС — «Южный».
Женщина следовала на легковой машине за микроавтобусом, мешая подъезжать «ПАЗу» к остановке и забирать «товар». Ставшие свидетелями этого сотрудники ГИБДД потребовали объяснений от участников. После чего на их глазах произошла потасовка между двумя женщинами — водителем легковушки и кондуктором «ПАЗа». Последняя в дальнейшем оказалась на больничном с сотрясением мозга.
— Напряжённая ситуация длилась всю неделю: они как только увидят наш автобус, сразу начинают гримасничать и гнать вперёд, лишь бы не дать нам подъехать к остановке первыми, — рассказывает пострадавшая Евгения Манчик.
А днём ранее телесные повреждения получил водитель «ПАЗа», пытавшийся обогнать конкурента. Оба инцидента сейчас расследует полиция.
— Результатов медосвидетельствования пока нет, специалисты проводят проверку, — рассказал начальник отдела участковых-уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Северодвинску Олег Шутов. — Судя по характеру травм, действия виновных, вероятно, квалифицируют как побои, что относится к статье 116 УК РФ. Такие дела подследственны мировым судьям.
«АТС — «Южный» вне правил?
Межличностным конфликтом можно было бы охарактеризовать ситуацию, если б фигуранты в обоих случаях были одними и теми же. Но они разные.
Главный негатив в том, что такие инциденты напрямую сказываются на качестве и безопасности перевозок. ГИБДД в данном случае может лишь штрафовать водителей за нарушения ПДД, а не пресекать сам факт выхода на маршрут. Ведь делёжка пассажиров происходит на полулегальной основе. Впрочем, назвать конкурентов нелегалами можно только относительно. Вся «незаконность» заключается в том, что у перевозчиков, обладающих лицензиями, нет договора с администрацией города.
По результатам проведённого в мае 2013 года открытого конкурса обслуживание городских и пригородных автобусных маршрутов, утверждённых постановлением горадминистрации, осуществляют пять перевозчиков: ООО «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок» (маршруты № 1, 13, 26, 3, 27, 101, 15, 14, 29), ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие» (№ 3а, 28, 12, 22), ИП Комаров Ю.В. (№ 16, 8, 25), ИП Крылов А.Г. (№ 10, 17), ИП Малинников Н.А. (№ 5, 18, 2, 7, 103, 104).
— Автобусный маршрут «АТС — «Южный» администрацией Северодвинска не утверждался, конкурсный отбор перевозчика для его обслуживания не проводился, — пояснил председатель комитета ЖКХ, ТиС Пётр Чечулин. — Учитывая вышеизложенное, данный маршрут, а также другие маршруты, не указанные в постановлении, организованы перевозчиками самостоятельно, с нарушением установленного порядка организации автобусных маршрутов.
По мнению и.о. заместителя начальника отдела ГИБДД по Северодвинску Владимира Злобина, сам пассажир, садясь в «полулегальный» автобус, должен понимать, какие последствия это влечёт. Определить, «правильный» ли автобус, поможет синяя наклейка с надписью «Муниципальный заказ».
Возникает вопрос: неужели рейсы «АТС — «Южный» городу не нужны? И не пора ли обратить внимание на востребованный маршрут, соединяющий город через улицу Ломоносова до проспекта Морского с кварталами?
В Госдуму до востребования
Действующим федеральным и областным законодательством ответственность за нарушение установленного порядка организации автобусных маршрутов не предусмотрена. Правовым вакуумом сегодня и пользуются перевозчики.
Со стороны ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО периодически проводятся рейды. Но нарушений не выявляют: у автобусов есть лицензии, они соответственно оборудованы, кондукторы продают билеты — здесь нет даже нарушения прав потребителей. Очевидно, нужны законодательные изменения. И попытки были: инициативу по борьбе с так называемыми нелегалами областное Собрание депутатов направило в Госдуму и ждёт принятия законопроекта во втором чтении.
— Сегодня по закону любой человек может приобрести транспорт, получить лицензию и самовольно выехать на маршрут. Мы бы хотели признать, что такие люди — нелегалы. После этого работать смогут лишь те, кто ездит по маршрутам, утверждённым мэрией. Они должны пройти через конкурс, получить лицензию и необходимые документы, — рассказал председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Архангельского областного Собрания депутатов Эрнест Белокоровин.
Соответствующая инициатива ушла наверх ещё в апреле: будет ли она учтена — покажет время.
А сам не плошай
Что же сейчас остаётся делать нам, пассажирам, в ситуации, когда разборки между конкурентами ставят под вопрос безопасность перевозок?
Если вы стали свидетелем опасных гонок, ГИБДД советует не откладывая сообщать в дежурную часть полиции номер автобуса, маршрут следования и место нахождения. Самому лучше оставаться на месте до прибытия полиции.
— Желательно снять происходящее на камеру, которая сейчас есть на многих телефонах. Это будет дополнительным доказательством, — советует Владимир Злобин.
Если вы уже вышли из автобуса, пишите заявление и не забудьте взять контакты как минимум двух свидетелей. Вся информация о перевозчике должна быть размещена в салоне автобуса и на билете, которым подтверждается заключение договора перевозки пассажира.
В целом проблема перевозок сегодня существует не только у нас: столкнулись с ней и в других городах. Есть тут о чём задуматься властям всех уровней: муниципальным — быть более настойчивыми с выдвижением инициатив на уровень областной и федеральный, федеральным — не откладывать решение важного вопроса в долгий ящик.