«Харрикейны» взмывали над Кего

Когда я вспоминаю, что «народам Европы свободу принес яркий солнечный май», то обязательно думаю о том, а что бы было, если бы Красная Армия не душила врага в его логове, а остановилась у своих границ?

Воспоминания иностранных ветеранов о службе в Поморье

Помощь от Великобритании
Но в те годы народы самых разных стран объединились и вместе сражались против фашизма. Сразу после объявления Гитлером войны Советскому Союзу премьер-министр Великобритании Черчилль заявил: «Мы окажем СССР всяческую помощь, которая только потребуется». И уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый конвой, состоящий из шести судов с военными грузами на борту. Техника разгружалась и тут же отправлялась на фронт. Но такие сложные системы, как английские самолеты, требовалось сначала собрать. Изначально для сборки и испытаний использовался Кегостров, расположенный как раз напротив центра Архангельска, а уже затем вплоть до 1944 года аэродром на острове Ягодник.
Всего за годы войны по ленд-лизу в нашу страну было поставлено 7411 самолетов. Часть следовала «на своих крыльях» через океан с Аляски на восток. Но большинство техники доставлялось всё же через северные порты Мурманск, Архангельск и Молотовск. Работая над документальной повестью «Любовь по ленд-лизу», изредка я встречала упоминания английских ветеранов об этом Кегострове: они и работали там. Историк Михаил Супрун подтвердил: в 1941 году главным для англичан, поставлявших в Советский Союз военные грузы, был аэродром Кегостров. На острове собирали первые самолеты «Харрикейны» (одноместные британские истребители).

Генерал Д.О. Босвел об Архангельске
С помощью преподавателя английского языка Екатерины Бойковой перевожу абзац, посвящённый Кегострову, из главы воспоминаний американского генерала Джеймса О. Босвела «Архангельск в 1941». В годы II Мировой войны он работал помощником военного атташе в Москве в чине капитана и бывал на Севере с миссией:
«Архангельск выглядит относительно приятно. Много речного транспорта на пристанях. Перебравшись через Двину, на самом конце Кегострова мы увидели городской аэропорт. Если смотришь на него издали, то кажется, что у него нет постоянной взлетной полосы. Однако там постоянно взлетали и садились разные самолеты без всяких проблем. Я разглядел довольно древние самолеты, наряду с современными. Были также патрулирующие, напоминавшие самолеты ВМФ США. Ещё обратил внимание на очень большой 4-моторный бомбардировщик. Российский офицер, который сопровождал нас, обрадованно рассказал, что советские войска отогнали немцев от Мурманска, 15 немецких боевых самолетов были сбиты, а потерян только один! Летательные аппараты продемонстрировали в бою лучшие качества. После Кегострова мы двинулись с ревизией на основной аэродром. Он располагался в 10 милях на юг по Северной Двине. Самолеты преследования после сборки отправлялись оттуда в Вологду, Ярославль и дальше, на фронт».

Из книги Джона Колли
Интересны и документальные свидетельства очевидцев о Кегострове военной поры, как, например, в книге англичанина Джона Колли «Харрикейны» над Мурманском» (сборник тоже пока не опубликован на русском языке). В предлагаемом ниже отрывке речь идёт о том, как собирались первые партии английских самолетов на Кего:
«Наши лётчики кружили над островом, наблюдая с борта за рекой, и очень хотели увидеть, как их любимые «Харрикейны» медленно двигались по аэродрому Кегострова. Полным ходом шла сборка самолётов. Лейтенант Гиттинг был на ногах уже пятый день! Всё шло хорошо, за исключением отсутствия некоторых инструментов. Тогда Гиттинг попросил русского офицера достать где-нибудь недостающие гаечные ключи, он сделал рисунок и передал посыльному. Офицер повертел листок и быстро уехал. И каково было удивление лейтенанта, когда к 16 часам русский офицер, с улыбкой во всё лицо, прибыл со всем необходимым оборудованием!
Этот день оказался весьма знаменательным в истории монтажа. Гиттинг сказал Картеру, чтобы тот позвонил после чая «five o`clock» и чтобы уже к 18 часам доставили бензин. Заказ прибыл вовремя, но со смешным насосом. Чтобы извлечь бензин из бочек, мы должны были суметь понять, как работает эта штуковина. Но наконец мы заполнили бак первого самолета!
Все заволновались. Русские друзья тоже были возбуждены. Они были счастливы увидеть, как заработал первый «Харрикейн». На часах 8.37. Целых три «Харрикейна» вот-вот совершат пробный вылет! В этот же вечер, когда первый двигатель «кашлянул» и заработал во всю мощь, огромная группа решила отметить это дело. Столовая для офицеров располагалась на борту баржи, в ней проходили торжественные ужины и обеды, во время которых устанавливались «особые отношения». И перед полетом лётчики должны были отведать настоящий традиционный ужин в русском стиле: голубцы, пироги «курники», картофельный суп. Русский чай был ещё одним испытанием для них. Странные чувства испытывали все мы, ведь после обильной еды и питья нам предстояло подняться в небо!
Был серый туман. На случай вражеского налёта зенитные батареи стояли наготове. Парни влезли в свои машины, взлетели и выдали такие «кренделя», что многие бывалые лётчики находились под впечатлением от увиденного. А русские были просто очарованы тем, что они наблюдали над аэродромом Кего.
Сразу после первых испытаний к концу недели на Кегострове появились инженеры по топливу. Но ещё 15 «Харрикейнов» было также стремительно испытано и отправлено в Ваенгу под Мурманск.
Нас ждала очередная традиционная русская «отвальная». Огромные стаканы с водкой, банки с икрой, которую все ели как варенье. Икра была немного жирная на вкус, но нам объясняли: «Это очень хорошо для ваших «запчастей». Новые друзья так шутили над новичками, и наши старшие офицеры предупреждали молодых строго: «Эти русские будут смеяться, если вы опозоритесь во время взлёта», но ничего подобного не произошло».

За радиосвязь отвечал инженер Билл Лоуз
Английский ветеран Билл Лоуз служил в Архангельске несколько лет, начиная с 1941 года. Сюда он прибыл с первым конвоем «Дервиш». Билл по профессии радиоинженер и часто отправлялся в командировки в Москву, Вологду, Мурманск. Он налаживал «Харрикейны» в Ваенге, обучал будущего советского аса — летчика Сафонова — владеть навигационными системами. С Героем Советского Союза Борисом Сафоновым Билл очень сдружился и в мирное время любил вспоминать про годы, проведённые в дружбе с советскими людьми:
— Моя основная работа в Миссии состояла в том, чтобы обеспечивать радиосвязь между Россией и Лондоном. У нас был сильный передатчик, и мы также поддерживали связь со стоянками судов в бухтах, помогали заводить суда в Белое море и проводить их до Архангельска. Мы подчинялись Лондону.
Радиосвязью вообще занималось очень ограниченное число людей. Когда суда проходили опасные районы, им запрещалось выходить в эфир, было запрещено говорить по радио больше пяти минут, чтобы враги не могли запеленговать.
Мы жили в разных местах: в Соломбале, Экономии, Маймаксе, на Бакарице. Эти районы в те времена не имели прямой связи с центром Архангельска. Где-то нужно ехать на лодке, зимой — идти по льду. А в центре города у нас была точка, где мы дежурили.
Сначала местные были настроены против иностранцев. Но постепенно отношения изменились на более теплые. Мы, моряки, лётчики и инженеры, вместе с русским персоналом Миссии фотографировались на крыльце. Иногда в белые ночи выезжали вместе на праздничные пикники. Но больше мы все-таки работали.
Орденом Ленина было награждено во время войны всего четыре иностранца. Они находились в Ваенге три месяца, из которых два участвовали в боевых воздушных операциях. За это время они сбили 17 немецких самолетов. Герои!

В мирное время
Возвращаясь в Архангельск в мирное время, Билл обязательно садился на теплоход и совершал водную экскурсию «по местам боевой славы», делая остановку на Кегострове. Он удивлялся, почему до сих пор тут не построен мост.
Я рассказывала Биллу, что в детстве мы, школьники, возвращаясь с зимних каникул от дедушки из Онеги, приземлялись в аэропорту Кегострова. И шли пешком с чемоданами по льду в Архангельск, чтобы попасть на железнодорожный вокзал и продолжить путь в Северодвинск. Не ближний свет, но никого не пугало расстояние. Запомнились мне полыньи, деревянные настилы и многолюдье. Потом аэропорт захирел. Эх, вздыхал Билл, устроить бы на острове музей, чтобы в памяти людей осталось, как «Харрикейны» взмывали в небо над Кего!
Идут годы. Живых свидетелей той грозной поры становится всё меньше. Редеют ряды английских ветеранов, доставлявших грузы по ленд-лизу. И тем ценнее каждое документальное свидетельство о войне, о нашей общей Победе.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Архив записей