MENU

10.02.2015 • Общество

Хорошее начало с плохой концовкой

В наш пресс-клуб поступило сразу несколько вопросов по теме защиты интересов потребителей. Мы попросили юриста Николая ПОВАРОВА провести ликбез с авторами писем

Устранить недостаток можно, но требуется терпение

Вода течёт в багажник
Купил автомобиль. Гарантийный срок ещё не истёк, но уже обнаружился дефект: в багажник стала попадать вода. Один раз недостаток устранили, теперь он проявился снова. Могу ли отказаться от машины?
Сергей

— В описанной ситуации отказаться от приобретённой покупки вполне возможно. Автомобиль значится в перечне сложнотехнических товаров, когда в случае обнаружения недостатков потребитель вправе в течение 15 дней со дня покупки отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене на такой же товар или другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчётом покупной цены. Если этот срок уже прошёл, то требования покупателя подлежат удовлетворению при следующих условиях:
 если недостаток существенный,
нарушен установленный законом срок устранения дефектов,
невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков,
если существенный недостаток невозможно ликвидировать или это сопряжено с несоразмерными расходами, затратами времени и он выявляется неоднократно после его устранения, а также возникают другие подобные огрехи.
Учитывая, что недостаток автомобиля уже устранялся и он повторился, его можно считать существенным. Значит, у потребителя есть право потребовать замены машины или отказаться от договора купли-продажи вообще.

Свой срок у каждого товара
В паспорте на товар прописаны сроки службы и гарантии. Разве это не одно и то же?
Г. Вершинина

— Права и обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в области установления срока службы, срока годности товара, выполненной работы, а также гарантии определены в статье 5 Закона «О защите прав потребителей».
На товар или работу, предназначенные для длительного использования, изготовитель или исполнитель вправе устанавливать срок службы на тот период, в течение которого обязуется обеспечивать возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Изготовитель или исполнитель обязан устанавливать срок службы на товар (работу) длительного пользования, в том числе на комплектующие изделия, детали, узлы, агрегаты, которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья человека, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
В обязательном порядке должен быть установлен срок годности на продукты питания, парфюмерию и косметику, на бытовую химию, на медикаменты и другие подобные товары и работы. Потому что после истечения определённого периода они считаются непригодными для использования по назначению.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар или работу гарантию, то есть период, в течение которого в случае обнаружения недостатка требование покупателя должно быть удовлетворено, неважно кем — изготовителем, исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией, индивидуальным предпринимателем или импортёром.
Исходя из этой нормы, не запрещено продавать товары без установления срока гарантии, ибо право не является обязанностью.
Изготовитель может принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Такое же право распространяется и на продавца. Это будет считаться дополнительным обязательством, но в какое время удовлетворить, решает в первом случае изготовитель, во втором — договор, заключённый между продавцом и покупателем.

«Что это у вас со шкафом?»
В одной из фирм заказала зеркальный шкаф-купе из ламината — с установкой на месте старого встроенного. Прибыл менеджер, сделал замеры. Но когда шкаф стали собирать, конструкции не вписались в площадь прихожей. Увезли «подогнать». Рабочие через несколько дней приехали снова. Установили. Наконец слышу довольно неуверенное: «Хозяйка, принимайте работу». Выхожу, и что же вижу? Боковина, которая примыкает к стене, и за которой начинается туалет, сверху кривая, отходит на 8 сантиметров. Выглядит вбитым клином между шкафом и туалетом. И это очень бросается в глаза. А рабочие хором меня убеждают, что причиной тому стена с небольшим уклоном в сторону туалета, они же ни в чём не виноваты. Работу принимать я отказалась. Попросила вызвать менеджера с бумагами. Выяснилось, что он делал замеры только внизу, над полом, без учёта того, что вверху у параметров возможно расхождение. Я пыталась им объяснить, что стены давали кривизну и при встроенном шкафе, но это не было заметно. А они твердят своё: «Вы должны поставить свою подпись, каждый эксперт скажет вам, что стена кривая».
Деньги уплачены мною полностью. Под давлением сборщиков и менеджера (их трое, я одна) вынуждена была подписаться, что работа выполнена. После чего они предупредили, что после поставленной заказчиком подписи претензии не принимаются. Но суть от этого не меняется: все, кто приходят к нам, смеются: «Что это у вас со шкафом?»
Наталья

— У Натальи есть шанс на исправление фирмой своей недобросовестной работы. Но ей придётся запастись терпением. Составить в двух экземплярах заявление, в котором заострить внимание, что замеры для шкафа-купе снимались только над полом. Направить претензию в адрес фирмы, сформулировать свои требования и назвать сроки, в которые просит исправить брак. Если результата не будет, ей можно обращаться в суд.

Comments are closed.

« »