Стратегия – Севмаш

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/12/1449_d1077.jpg

Накануне юбилея предприятия на вопросы газеты ответил генеральный директор Михаил Будниченко

Генеральный  директор  ОАО  «ПО  «Севмаш»  М.А. Будниченко. Фото пресс-службы ОАО «ПО «Севмаш»

Генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» М.А. Будниченко.
Фото пресс-службы ОАО «ПО «Севмаш»

— Михаил Анатольевич, какие годы за 75-летие вы считаете самыми трудными для коллектива предприятия и, наоборот, годами расцвета?
— 75-летняя история судостроения в Северодвинске имеет множество героических, славных и трудных страниц.
Если говорить о самых трудных годах, то это военное лихолетье. Перед началом войны у нас работало более четырех тысяч человек. С уходом на фронт многих мужчин тяжелая ноша легла на плечи женщин и подростков. Но и обескровленный в кадровом отношении коллектив сумел выполнить задачи, которые и сегодня поражают воображение. За годы войны отремонтировано 140 кораблей, судов, ледоколов, в том числе 70 иностранных транспортов, доставлявших по ленд-лизу оружие, боевую технику, топливо, продовольствие. Построено 12 больших охотников за подводными лодками.
К началу 1945 года более 20 кораблей, построенных на нашем предприятии, участвовали в обороне Советского Заполярья. Осенью 1944 года завод получил первую высокую награду — Памятное знамя Государственного комитета обороны.
Второй период берёт отсчёт с принятия в 1953 году постановления правительства о начале строительства на Севмаше атомных подводных лодок. В то время в США заканчивалось строительство первой атомной лодки «Наутилус». В нашей стране под руководством академиков И.В. Курчатова и А.П. Александрова спроектированы и созданы транспортные ядерные энергетические установки. А в Ленинградском СКБ № 143 (ныне СПМ БМ «Малахит») под руководством В.Н. Перегудова спроектирована подводная лодка проекта 627 с ядерной энергетической установкой, получившая название «Ленинский комсомол». Её закладка состоялась на стапеле 42-го цеха 24 сентября 1955 года. В сентябре 1957 года на ней впервые в истории отечественного судостроения был получен пар без угля и мазута — пущен, как тогда говорили, урановый котёл. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ проекта 627.
В начале 60-х годов стране был брошен очередной вызов. США начали вводить в строй серию АПЛ стратегического назначения типа «Джордж Вашингтон», которые несли на своём борту баллистические ракеты. Вызов был принят, и в 1962 году Севмаш приступил к строительству АПЛ стратегического назначения главного конструктора С.Н. Ковалёва. Головной заказ заложен в августе 1964 года, а сдан Военно-морскому флоту в конце 1967 года. Темпы строительства АПЛ говорят сами за себя: за пять лет в строй действующих вступило более 20 самых совершенных для того времени атомных стратегических ракетоносцев. С принятием их на вооружение стало окончательно ясно, что достигнут паритет по морской составляющей сил ядерного сдерживания, и разговаривать с нашей страной с позиции силы уже никто не мог.
Гонка вооружений продолжалась. США начали строить АПЛ с известной ракетной системой «Трайдент». СССР ответил АПЛ третьего поколения, в том числе тяжёлым ракетным крейсером «Акула» системы «Тайфун».
Подготовка к строительству АПЛ третьего поколения потребовала коренной реконструкции не только Севмашпредприятия, но и практически всех отраслей народного хозяйства — в обеспечении строительства АПЛ принимали участие более 800 предприятий. На Севмаше производственные мощности удвоились. По-строен уникальный для мировой практики технологический комплекс, включающий в себя новый сборочно-сварочный цех, новый эллинг с уникальными по энерговооружённости строительными эстакадами, мощным крановым хозяйством, наливным бассейном и выводным плавдоком, глубоководная достроечная набережная, блок механических цехов. Внедрён принципиально новый модульно-агрегатный метод строительства кораблей.
Период строительства на Севмаше АПЛ 2-го и 3-го поколения называют «золотым веком» подводного судостроения.
Говоря об истории Севмаша, нельзя не вспомнить о лихих 90-х и нулевых годах XXI века. Объём производства упал в три раза, в том числе работы по гособоронзаказу уменьшились в 6,5 раза. Финансирование работ по ГОЗ составляло около 25 процентов от потребностей. Прекращено финансирование строительства пяти атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами проекта «Антей» и трёх многоцелевых лодок проекта «Барс». В 1998 году гособоронзаказ утверждён лишь в июле в размере 16 млн рублей, что равнялось двухнедельному фонду оплаты труда.
Численность производственных рабочих упала с 15 тысяч в 1991 году до 7,6 тысячи в 2003-м. Задолженность по зарплате доходила до 6 месяцев. Ввели в оборот талоны, которые в народе получили название по фамилии генерального директора Д.Г. Пашаева — «пашаевки». Ими расплачивались за обеды в заводских столовых и магазинах. В выходные и праздники столовые посещали и члены семей работников Севмаша. Выдавали хлеб по буханке на человека.
Со свёртыванием в 90-е — нулевые годы кораблестроительных программ для ВМФ России в работе Севмаша наступил новый период — период диверсификации производства за счёт строительства, в основном для иностранных заказчиков, больших серий судов гражданского назначения — буксиров, барж, морских понтонов, балкеров, рыборазводных заводов и других (всего более ста).
В интересах иностранных государств построены две дизель-электрические подлодки проекта 636, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» переоборудован в авианосец для ВМС Индии.
Абсолютно новым направлением производства стало для нас строительство специальной морской техники для добычи углеводородов на шельфе арктических морей. Севмаш построил для инозаказчиков две полу- погружные платформы «МОСС». В Печорском море добывает нефть морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — уникальный по конструкции и сложности инженерный нефтедобывающий комплекс. Платформа с бурением всех скважин будет обеспечивать добычу и первичную переработку до 7,5 млн тонн нефти в год. 31 октября прошлого года получена первая нефть. В текущем году добыто уже более одного миллиона баррелей нефти.
За 75 лет с наших стапелей сошли 132 АПЛ. Севмашевским кораблям принадлежат мировые рекорды по подводной скорости, глубине погружения, мощности вооружения и водоизмещения. В последние годы Севмаш строит атомные подводные крейсеры 4-го поколения — стратегические проекта «Борей» и многоцелевые проекта «Ясень». В составе ВМФ уже два «Борея» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», на третьем — «Владимире Мономахе» 19 декабря был поднят Андреевский флаг. В боевом строю и головной «Ясень» — «Северодвинск».
Историю Севмаша создавали десятки тысяч рабочих, инженерно-технических работников и руководителей. Наиболее выдающиеся стали Героями Социалистического Труда и России, тысячи награждены орденами и медалями, многим присвоены почётные звания. О лучших написаны книги. Те, кому позволяет здоровье, по мере сил участвуют в воспитании молодёжи, передают ей свой производственный и жизненный опыт. Спасибо им большое за это.

— Выполнение задач по строительству АПЛ требует увеличения квалифицированных рабочих и инженеров. Что делается на предприятии для удержания и привлечения кадров?
— Кадровый вопрос стоит перед всеми предприятиями ОПК. Северодвинску удалось сохранить ту оптимальную систему подготовки персонала для судостроения, что сформировалась ещё в прежние времена. Рабочих и техников обучают в производственных училищах и техническом колледже. А инженеров готовят в Севмашвтузе. Студенты часть учебного года трудятся на рабочих номерах в производственных бригадах, что позволяет им получить необходимый практический опыт. Считаю, что систему обучения «училище — техникум — втуз» нужно укреплять и развивать. Уже подписаны соответствующие соглашения с ректором Северного Арктического федерального университета.
Мы готовы принять квалифицированных специалистов практически всех основных судостроительных специальностей. Но уровень средней заработной платы наших работников пока уступает показателям других отраслей промышленности. Дополнительным, считаю, хороший стимул — строительство жилья, которое наши работники приобретают на льготных условиях. С 2012 года на предприятии реализуется корпоративная жилищная программа. Первый дом для корабелов мы построили в июле 2013-го. Сегодня в двух домах, по-строенных предприятием, поселились 68 семей работников Севмаша. Строится ещё одно жилое здание — на 97 квартир. Каждый год мы намерены сдавать по одному дому. Понимаем, что вместе с заводом должен расти и развиваться город, чтобы корабелы могли не только хорошо работать, но и иметь достойные условия для отдыха. Это поможет привлечь на предприятие молодёжь, сохранить преемственность поколений, высокую квалификацию кадров, которыми всегда гордилась наша оборонка.
Уровень заработной платы наших работников ежегодно растёт. Севмашевцы имеют полный соцпакет. Раз в год корабел может пройти бесплатный оздоровительный курс в заводском профилактории, приобрести путёвки в наши пансионаты «Орбита» (Адлер) и «Северный» (Евпатория) со значительной скидкой или вовсе получить их бесплатно.

— Как известно, Франция приостановила поставку вертолётоносца «Мистраль». Готов ли Севмаш (с учётом полученного при переоборудовании для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» опыта), если будет необходимо, к строительству современного авианосца?
— Мы передали авианосец индийским ВМС 16 ноября 2013 года. Корабль успешно несёт службу.
В течение 2014 года гарантийное обслуживание «Викрамадитьи» обеспечивала группа специалистов Севмаша и предприятий-контрагентов. Сейчас обсуждается вопрос пост- гарантийного обслуживания авианосца.
Наши корабелы получили не только опыт проведения таких масштабных и сложных работ. Проведена модернизация мощностей, освоены новые технологии изготовления и сборки корпусных конструкций, перевода крупного надводного корабля в наливной бассейн и многое другое. Безусловно, всё это используется в ремонте и модернизации тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», контракт на работы с Министерством обороны уже подписан, работа началась.
В Программе кораблестроения до 2050 года, утверждённой президентом В.В. Путиным 1 мая 2014 года, предусматривается строительство авианосцев, установлены объёмы финансирования. Но завод-строитель пока не определён. Понятно, что этот вопрос будет решаться не методом проведения обычного тендера, а с учётом наличия высокотехнологичных производственных мощностей, кадрового потенциала и имеющегося опыта. Компетентность Севмаша в этом вопросе неоспорима. Больше ни у одного предприятия России нет опыта работы с таким надводным кораблём, как авианосец. А если обратиться к истории, то Севмаш проектировался именно для создания крупных надводных кораблей.

— В конце ноября во Владивостоке прошло совещание при участии президента России В.В. Путина на тему развития гражданского судостроения. Наш завод здесь упомянут не был. Значит ли это, что Севмаш в ближайшие годы сконцентрируется только на оборонном заказе и не будет бороться за участие в гражданских проектах в судостроении и освоении шельфа, хотя опыт такой у нас есть?
— Об этом говорить пока рано. До 2020 года мы полностью загружены строительством серийных АПЛ другими заказами Минобороны России.
Заканчивается разработка новой государственной программы вооружения до 2025 года, и в следующем году будут ясны перспективы загрузки предприятия строительством и ремонтом кораблей для ВМФ на этот период. Было бы оптимально иметь такую производственную загрузку: 50 процентов — гособоронзаказ; 50 процентов — строительство судов гражданского назначения и специальной морской техники. Мы готовы к этому: все последние годы ведём техническое перевооружение и реконструкцию предприятия. Но прекрасно понимаем, что в ближайшей перспективе главной задачей Севмаша останется поддержание и развитие морской системы ядерного сдерживания.

— Накануне праздничных мероприятий вам будет вручена региональная общественная награда «Достояние Севера», с чем хотим вас поздравить. Юбилейные торжества будут ознаменованы подписанием акта о принятии ВМФ в эксплуатацию атомной субмарины «Владимир Мономах», которая станет четвёртой с июня 2012 года — момента, когда вы возглавили предприятие. Расскажите, пожалуйста, какие проекты будут реализованы в ближайшие годы?
—Помимо работы в рамках существующих госзаказов необходимо начинать подготовку к строительству стратегических и многоцелевых АПЛ следующих поколений. Продолжим работы по техническому перевооружению основных производственных мощностей и инфраструктуры предприятия для перехода к строительству кораблей крупноблочным методом. Будем изыскивать дополнительные средства для выполнения социальных программ по жилью, культуре производства, развитию спорта, детского творчества.

— Ваши пожелания работникам предприятия, да и всем северодвинцам, в преддверии Нового года?
— Остался позади ещё один год нашей совместной работы. Многое удалось сделать потому, что мы старались с уважением относиться друг к другу. Понятия «помощь»и «взаимовыручка» нам хорошо знакомы.
Уверен, в нашем коллективе всегда будет царить деловая, творческая атмосфера, и мы будем делать своё дело, как всегда, с высоким качеством и в срок.
Желаю, чтобы Новый год принёс каждому исполнение самого желанного. Чтобы было много работы, чтобы при этом удавалось выкраивать время для увлечений и отдыха. Чтобы мы чаще улыбались, и ничто не мешало нам радоваться жизни. Поздравляю всех с юбилеем Севмаша и с наступающим Новым годом!
Вопросы задала Наталья ТРОФИМОВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей