Если быть точным, то на заводе «Красная кузница», архангельском филиале ОАО «ЦС «Звёздочка», реставрируется только один вагон, 1957 года выпуска. Вот и всё, что осталось от большого трамвайного хозяйства Архангельска, после того как в 2004 году мэр областной столицы Олег Нилов принял решение о ликвидации этого вида общественного транспорта как нерентабельного.
Её совершил последний в области трамвай — для реставрации
То, что создавалось и лелеялось десятилетиями, — подвижной состав, рельсы (примерно 60 километров), контактная сеть — за считанные мгновения превратилось после сдачи в металлолом в звонкую монету. Уцелел только этот вагон, его передали областному краеведческому музею.
Решение о реставрации было принято вовремя. Ещё пара лет стоянки под открытым небом, и не оставалось бы ничего другого, как попрощаться с раритетом. Рассказывает бригадир корпусного цеха судоремонтного завода «Красная кузница» Константин Богомазов:
— Живого места на нём не было: гниль, ржавчина, только колёса в нормальном состоянии. Фартук, обшивка — всё это заново делалось. Кстати, когда снимали обшивку, нашёл пять копеек образца 1961 года, оставил себе на память.
Константин Геннадьевич вместе с коллегами проделали за два месяца огромную работу: кузовные работы можно считать завершёнными. В дело вступают заводские плотники. Им предстоит восстановить деревянные оконные рамы и скамейки. Затем подключатся профессионалы-реставраторы, которые займутся восстановлением кабины вагоновожатого и интерьера салона. Этому этапу будет посвящено специальное заседание научного совета краеведческого музея. Понятно, что говорить о сроках окончания реставрации пока рано.
Зато есть время определиться с местом, на котором будет стоять трамвай-памятник. Как сообщила директор Архангельского краеведческого музея Надежда Подоплёкина, один из вариантов размещения — воссоздать трамвайную остановку, на которой помимо вагона будет развёрнута экспозиция об истории этого вида транспорта, которая началась в 1916 году и закончилась в начале XXI века.
— Скорее всего, трамвай будет размещён позади Гостиных дворов на специально подготовленной площадке, — рассказала Надежда Николаевна. — Объявлен конкурс на проведение очередного этапа реставрации этого памятника, и в перечень работ включено благоустройство этой территории. Мечта всего нашего коллектива, чтобы трамвай, который, кстати, реставрируется так, чтобы противостоять довольно агрессивной внешней среде, стал не только главным, но и действующим экспонатом планируемого выставочного комплекса.
Реставрация последнего архангельского трамвая выполняется специалистами «Красной кузницы» на благотворительной основе. И это не первый опыт соломбальских судостроителей в сохранении исторического наследия. Ранее они выступили в роли танкостроителей — в содружестве с корабелами «Звёздочки» привели в порядок английский танк Mark V. А потом демилитаризовали и подготовили к установке в Архангельске у бывшего Дома офицеров тяжёлый танк ИС-3.
В завершение встречи поинтересовались у К. Богомазова:
— Ощущали ли во время работы над трамваем, что прикасаетесь к живой истории города, буквально спасаете её?
— Я в интернете посмотрел, что таких вагонов в стране осталось всего пять штук, и один из них — у нас. Надо сохранить.