MENU

Кузовные работы завершены.
Фото автора Кузовные работы завершены. Фото автора

26.11.2014 • Общество

Остановка по требованию

Если быть точным, то на заводе «Красная кузница», архангельском филиале ОАО «ЦС «Звёздочка», реставрируется только один вагон, 1957 года выпуска. Вот и всё, что осталось от большого трамвайного хозяйства Архангельска, после того как в 2004 году мэр областной столицы Олег Нилов принял решение о ликвидации этого вида общественного транспорта как нерентабельного

Её совершил последний в области трамвай — для реставрации

То, что создавалось и лелеялось десятилетиями, — подвижной состав, рельсы (примерно 60 километров), контактная сеть — за считанные мгновения превратилось после сдачи в металлолом в звонкую монету. Уцелел только этот вагон, его передали областному краеведческому музею.
Решение о реставрации было принято вовремя. Ещё пара лет стоянки под открытым небом, и не оставалось бы ничего другого, как попрощаться с раритетом. Рассказывает бригадир корпусного цеха судоремонтного завода «Красная кузница» Константин Богомазов:
— Живого места на нём не было: гниль, ржавчина, только колёса в нормальном состоянии. Фартук, обшивка — всё это заново делалось. Кстати, когда снимали обшивку, нашёл пять копеек образца 1961 года, оставил себе на память.

Константин Богомазов рихтует листы бортовой обшивки. Фото автора

Константин Богомазов рихтует листы бортовой обшивки.
Фото автора

Константин Геннадьевич вместе с коллегами проделали за два месяца огромную работу: кузовные работы можно считать завершёнными. В дело вступают заводские плотники. Им предстоит восстановить деревянные оконные рамы и скамейки. Затем подключатся профессионалы-реставраторы, которые займутся восстановлением кабины вагоновожатого и интерьера салона. Этому этапу будет посвящено специальное заседание научного совета краеведческого музея. Понятно, что говорить о сроках окончания реставрации пока рано.
Зато есть время определиться с местом, на котором будет стоять трамвай-памятник. Как сообщила директор Архангельского краеведческого музея Надежда Подоплёкина, один из вариантов размещения — воссоздать трамвайную остановку, на которой помимо вагона будет развёрнута экспозиция об истории этого вида транспорта, которая началась в 1916 году и закончилась в начале XXI века.
— Скорее всего, трамвай будет размещён позади Гостиных дворов на специально подготовленной площадке, — рассказала Надежда Николаевна. — Объявлен конкурс на проведение очередного этапа реставрации этого памятника, и в перечень работ включено благоустройство этой территории. Мечта всего нашего коллектива, чтобы трамвай, который, кстати, реставрируется так, чтобы противостоять довольно агрессивной внешней среде, стал не только главным, но и действующим экспонатом планируемого выставочного комплекса.
Реставрация последнего архангельского трамвая выполняется специалистами «Красной кузницы» на благотворительной основе. И это не первый опыт соломбальских судостроителей в сохранении исторического наследия. Ранее они выступили в роли танкостроителей — в содружестве с корабелами «Звёздочки» привели в порядок английский танк Mark V. А потом демилитаризовали и подготовили к установке в Архангельске у бывшего Дома офицеров тяжёлый танк ИС-3.
В завершение встречи поинтересовались у К. Богомазова:
— Ощущали ли во время работы над трамваем, что прикасаетесь к живой истории города, буквально спасаете её?
— Я в интернете посмотрел, что таких вагонов в стране осталось всего пять штук, и один из них — у нас. Надо сохранить.

Comments are closed.

« »