23 октября в центре судоремонта «Звёздочка» в рамках проходившего в эти дни форума «Во славу флота и Отечества» состоялась церемония награждения легендарного парохода «Н.В. Гоголь» почётным знаком «Морское наследие России». Награда учреждена в 2013 году Ассоциацией морского наследия России. До этого момента её получили учебный парусник-барк «Седов», научно-исследовательское судно «Витязь», маяк в городе Балтийске и морской корпус имени Петра Великого.
Единственный в стране колёсный пароход награждён почётным знаком «Морское наследие России»
Торжественное собрание открыл заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей Ковалёв:
— Горжусь тем, что работал на «Звёздочке». И дважды горжусь тем, что у нас, в Архангельской области, есть уникальный, единственный в России пароход-колёсник «Н.В. Гоголь». Сегодня он активно используется в туристической индустрии, став настоящим брендом Поморья. От имени губернатора Игоря Орлова поздравляю коллектив судоремонтного предприятия «Звёздочка» и экипаж «Гоголя» с вручением почётного знака «Морское наследие России».
— Считаем своим долгом наградить исторический корабль «Н.В. Гоголь» этим знаком, — отметила председатель Ассоциации морского наследия Светлана Сивкова. — Это единственный пароход-колёсник в России, сохранившийся до наших дней и находящийся в прекрасном техническом состоянии. Жители Архангельской области могут не только любоваться легендарным судном, но и совершать морские прогулки по красавице Северной Двине.
Не только северяне становятся пассажирами нашего колёсника. На его борту путешествуют туристы со всей России и из-за рубежа, погружаясь в атмосферу начала XX века. Большое спасибо и низкий поклон корабелам «Звёздочки», которые сберегли уникальный корабль. При этом в неприкосновенности сохранена паровая машина парохода — фирменная особенность корабля. Напомним, «Гоголю» исполнилось 103 года!
Как сообщает пресс-служба «Звёздочки», пароход был заложен в 1910 году на нижегородском Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества. В 1911 году он вышел в свою первую навигацию на линии Вологда — Архангельск. На то время это было самое современное судно. Силовая установка мощностью до 500 «лошадок», пассажировместимость — 695 человек.
В гражданскую войну пароход подвозил бойцов, боеприпасы, продовольствие, а затем превратился в плавучий госпиталь VI армии. В этом качестве он использовался и во время Великой Отечественной войны. После Победы «Н.В. Гоголь» ходил по линии Котлас — Архангельск.
В 1958—1959 годах на Великоустюгском заводе был выполнен его капремонт. В 1972 году пароход приобрела «Звёздочка» для организации отдыха трудящихся. Именно благодаря этому корабль избежал участи своих собратьев — быть сданным на металлолом.
В 1997 году после ремонта и переоборудования колёсник возобновил рейсы по Северной Двине, а в 1998-м объявлен памятником истории областного значения.
В 2007 году речной круиз по Северной Двине на пароходе «Н.В. Гоголь» был признан лучшим туристическим маршрутом по Архангельской области. А три года спустя туристическое экскурсионное судно «Н.В. Гоголь» стало лауреатом премии Николая Сенкевича в номинации «Лучший региональный музей», учреждённой Федеральным агентством по туризму.
На этом фоне довольно странно прозвучали недавно слова режиссёра фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова, который в интервью СМИ обосновал высокий бюджет картины в 21 миллион долларов, в частности, тем, что в России не осталось колёсных пароходов — пришлось снимать в Швейцарии. Но не будем осуждать мэтра и обижаться. Как сказал, принимая почётный знак «Морское наследие России», гендиректор «Звёздочки» Владимир Никитин:
— Мы гордимся замечательным пароходом «Гоголь», это наше достояние. Но самое главное — это символ судоремонтного предприятия «Звёздочка», одного из крупнейших судоремонтных центров России.