Лопасть применения

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/10/395_d1077.jpg

На самом деле изготовлением гребных винтов предприятие начало заниматься гораздо раньше — более 40 лет назад, на участке цеха №4. В те времена завод получал готовые заготовки, рубщики вручную занимались их обработкой, а сверкающие после шлифовки и полировки винты устанавливались на заказы. Но это был тяжёлый и не очень эффективный с экономической точки зрения труд. Оптимальным представлялось полностью наладить серийный выпуск винтов для нужд Военно-морского флота СССР и гражданских заказов прямо на «Звёздочке». В число последних входили как суда русского торгового флота, так и корабли, строящиеся в странах социалистического лагеря (Польша, Болгария, Югославия). Для их собственных потребностей или для нас. На том и решили. А статус самостоятельного подразделения СВОП получило в структуре «Звёздочки» в 1989 году.

Специализированное винтообрабатывающее производство «Звёздочки» отметило 25 лет работы

От Арктики до Антарктики
За все эти годы на ягринской судоверфи изготовлено порядка 23 тысяч винтов судов различного класса и назначения от полуметра до девяти метров в диаметре. Цельнолитые и сборные, фиксированного и настраиваемого шага. Бронзовые для круизных лайнеров, пассажирских и грузовых судов. Титановые для подводных атомоходов. Винты из нержавеющих сталей для ледоколов и судов, эксплуатирующихся в ледовых условиях.
Мало кто знает, что винтами от «Звёздочки» оснащены крупнейшие в мире атомные ледоколы «Россия», «Сибирь», «Арктика» и «Таймыр». Они прошли самые суровые испытания, которые только можно придумать, — арктическими льдами. Всего за четыре дня специалисты «Звёздочки» заменили все восемь лопастей на двух винтах своего производства парома «Westerdam». Он обслуживал гостей на Олимпиаде 2004 года в Греции. И, кстати, практически все круизные суда, построенные в Европе за последние 15 лет, приводят в движение винты «Звёздочки».

Сплав теории и практики
Процесс создания гребного винта сравним с огранкой драгоценных камней. Работа ювелирная, требующая незаурядного профессионализма на всех этапах. Малейшая неточность в расчётах проектировщиков, в изготовлении твердотельных моделей, настройках станков при воплощении в металл или одно неверное движение при сборке — и придётся начинать всё сначала. Такую «роскошь» специалисты СВОП себе позволить не могут.
Требования жесточайшие, контроль качества строжайший, допуски минимальные. Например, при диаметре винта в 4—5 метров допустимая погрешность по окружности для всех лопастей составляет не более 0,5 миллиметра. Аналогично по весу. Так, после замены одной или нескольких лопастей сборного винта новые детали должны работать как родные, не требуя балансировки. Иначе начнётся вибрация, которая негативно скажется как на ходовых характеристиках, так и на прочности и долговечности механизмов и конструкций: самого винта, гребного вала, силовой установки.
Применительно к подводным лодкам такой дефект означает не что иное как повышение шумности корабля и появление за кормой широкого кавитационного следа — ни о какой скрытности хода не может быть и речи. Но к нашим винтам таких претензий нет. Наоборот, сотрудники соответствующих иностранных ведомств много бы дали, чтобы хоть одним глазком взглянуть или хоть разок сфотографировать винты на выводимых из эллинга подводных крейсерах. Одна только конфигурация может многое рассказать специалисту об их характеристиках (а они во многом уникальны). Но мы умеем хранить секреты. Именно поэтому винты на передаваемых флоту субмаринах всегда спрятаны в брезентовых коконах. Защита простая, но эффективная.

В ритме конверсии
Отработанные до запятой технологии изготовления гребных винтов стали настоящей палочкой-выручалочкой для «Звёздочки» после развала СССР, когда гособоронзаказ стремительно катился к нулю. Несмотря на то, что на поставляемых за рубеж винтах не стояло фирменных знаков (в документах они обозначались шифром), иностранные партнёры всё равно знали, где производится эта высококачественная, удовлетворяющая всем требованиям покупателя продукция.
Более того, винты СВОПа позволяли улучшать ходовые характеристики судов. К примеру, если по расчётам корабль после спуска на воду должен идти со скоростью, скажем, 26 узлов, то с нашими винтами выходило все 28.
И как только рухнул железный занавес, контакты между судостроителями возобновились в новом формате. Первый экспортный контракт при капитализме был подписан в 1996 году. Одновременно выполнялись заказы и для отечественных компаний и пароходств. Нередко расчёт шел по бартеру: винты в обмен на рыбу, масло и т.п.

Мистер Азипод
Ещё одним направлением в сфере международного сотрудничества со временем стало серийное изготовление сборных гребных винтов для самого передового на сего-дня универсального движителя «Azipod». Ещё одно его название — винторулевая колонка. Что это такое? Зайдите в любой магазин, торгующий лодочными моторами. В одно целое, друг под другом, объединены двигатель, гребной вал и винт. Компактно, надёжно, а самое главное — больше нет нужды в рулях, огромном пространстве для машинного отделения, возрастает маневренность (радиус разворота в два раза меньше), снижаются финансовые затраты на эксплуатацию судна в целом.
Прошло немного времени — и «Звёздочка» научилась сама делать винторулевые колонки. И стала первой на этом поприще в России. Первый успех пришёл три года назад: был подписан контракт на поставку и монтаж четырёх механических винторулевых колонок мощностью 5,4 мегаватта для судов обслуживания Газфлота, работающих на месторождениях в Арктике.

Кстати, об изготовлении колонок как одной из важных составляющих программы импортозамещения (строящиеся в России суда должны быть по максимуму оснащены отечественным оборудованием) шла речь во время визита Владимира Путина в Архангельскую область в июне 2014 года. Как доложил президенту РФ генеральный директор предприятия Владимир Никитин, на сегодня полностью освоено производство двух типов механических колонок. На очереди третий, мощностью
9 мегаватт. В ближайшей перспективе — электрические винторулевые колонки.
В день юбилея, 10 октября, на здании СВОП в память первого директора Николая Александровича Шорохова, который ушёл из жизни два года назад, была установлена мемориальная табличка. Кроме этого, четвертьвековой юбилей отмечен подписанием контракта на поставку винтов для газовозов ледового класса с компанией «ABB OY Marine».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей