Заместителю директора центра пропульсивных систем (ЦПС) Игорю ЧАЛЫШЕВУ в канун дня трудовой славы предприятия вручена Почётная грамота генерального директора центра судоремонта. Коллеги Игоря Викторовича не раз просили рассказать в газете об этом незаурядном человеке, восхищаясь его трудолюбием и эрудицией, отмечая его верность винтообрабатывающему производству более 26 лет. С арифметикой что-то у товарищей не ладится, подумала я, договариваясь с Чалышевым о встрече: специализированное винтообрабатывающее производство (СВОП) готовится отметить 25-летие, а он там трудится почему-то 26 лет. Ладно, выясним на месте что к чему.
В юбилейном году различными наградами отмечены более трёхсот корабелов «Звёздочки»
В те дни мой визави замещал руководителя ЦПС Александра Ильинцева, и наша беседа не раз прерывалась необходимостью принятия срочных производственных решений, которые принять мог только Чалышев. Сразу обратила внимание на его способность мгновенно переключаться с одной темы на другую: только что решал конкретный производственный вопрос и тут же рассказывает об изготовленных водомётных движителях для зеленодольского завода, гребных винтах для АПЛ проектов «Ясень-М» и «Борей», сотрудничестве ЦПС с иностранными партнёрами, новых направлениях. Интересуюсь, какова сфера ответственности его как первого заместителя директора центра.
— Я отвечаю за реализацию всех заключенных контрактов от проработки и заключения договоров до окончательной сборки готового изделия и отправки его заказчику, то есть за всё производство. Кроме денег. Это прерогатива других специалистов, — ответил Чалышев.
Предлагаю Игорю Викторовичу совершить небольшой экскурс в прошлое, вспомнить начало трудовой биографии, а у самой в мыслях: тут и выясним нестыковочки по датам. Оказалось, всё просто. По окончании Севмашвтуза получил распределение на «Звёздочку», в отделе кадров ему предложили должность в бюро отдела главного технолога, которое занимается гребными винтами. Пошёл в цех (тогда он назывался вторым корпусом четвёртого): производственные пролёты высокие, светлые, люди доброжелательные. Сразу принял решение остаться здесь, расти вместе с перспективным направлением. В принципе, так и вышло. Сначала молодой инженер работал в технологическом бюро под началом Владимира Сердюка, а когда в 1989 году образовалось СВОП, перешёл туда. Через некоторое время возник дефицит конструкторов, и Игорю Викторовичу пришлось переквалифицироваться. А уже через полгода назначили руководителем группы конструкторов. Первостепенная задача была освоить проектирование гребных винтов. Для военных заказов этим занималось НПО «Винт», а по гражданскому направлению, особенно в части экспортных заказов, предстояло многое достигать самим. Это время стало этапным в становлении Чалышева как специалиста, особенно полезным оказалось сотрудничество с инженерами таких ведущих конструкторских бюро и институтов, как «Рубин», «Малахит», ЦНИИ им. академика Крылова.
В 2005 году В.П. Сердюк, возглавлявший конструкторско-технологическую службу, ушёл на пенсию, и весь инжиниринг СВОП лёг на плечи Чалышева, работающего в тесном сотрудничестве с заместителем начальника цеха по подготовке производства Борисом Титовым.
— Сначала, — признаётся Игорь Викторович, — было много вопросов, а потом всё как-то пришло в систему. Просто стал опытнее и мудрее.
На фотографиях, сделанных в разных странах, где специалисты СВОП выполняли сборку своих изделий, многие, включая Игоря Чалышева, запечатлены в рабочих одеждах. Такая установка была у первого начальника СВОП Николая Шорохова: везде, тем более на выезде, руководитель должен показывать личный пример и в работе, и в умении общаться с заказчиком. Чалышев считает Николая Александровича своим учителем. Он взял себе на вооружение принцип, что начальник (неважно какого ранга) отвечает за всё, а потому должен всегда быть «в процессе», а не ждать доклада подчинённых.
Когда на базе СВОП образовался центр пропульсивных систем, Александр Ильинцев, назначенный его директором — заместителем генерального директора центра судоремонта, на должность своего зама пригласил именно Чалышева. И кажется, ни разу не пожалел о своём выборе, говоря, что за ним он как за каменной стеной.
Мы долго обсуждали с Игорем Викторовичем перспективы развития производства, чрезвычайно востребованного в условиях перехода к импортозамещению. Не обошли стороной и темпы строительства новых корпусов, которые востребованы уже сейчас, когда портфель заказов ЦПС заполнен почти под завязку на годы вперёд.
Людмила ШУРЫНДИНА