Бетон против воды

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/972_d1076.jpg

25 сентября отмечается Всемирный день моря — один из международных праздников в системе ООН, призванный привлечь внимание международной общественности к размахам ущерба, который наносят морям и океанам перелов рыбы, загрязнение воды (в частности, нефтью) и глобальное потепление, а также к проблеме безопасности на море.

Всемирный день моря яхт-клуб «Север» встречает в борьбе за берега

С кем ещё побеседовать накануне Всемирного дня моря, как не с бывалым капитаном, ходившим из Северодвинска в Шотландию, Германию, Голландию, Финляндию, Швецию и даже на Шпицберген.
Ветеран яхт-клуба «Север» Виктор Иванович Кузнецов, капитан крейсерской яхты «Агиней», бороздил воды шести морей: Белого, Баренцева, Балтийского, Северного, Норвежского, Гренландского. Был (правда, без яхты) на Средиземном и Чёрном. Кроме того, ходил на яхте через озёра Ладожское и Онежское, которые, как он выразился, тоже не радуют своим поведением.
— Виктор Иванович, наше Белое море — суровое, коварное?
— Думаю, более суровое — Северное, мы к переходу через него особенно готовились, знали, что это очень опасное море. А справится ли человек с коварством моря, зависит от человека: как он подготовится и как поведёт себя. Надо уважать природу, уважать море. Если ты выходишь в море, у тебя должны быть хорошие знания, хорошее снаряжение и любовь к этому делу. Мы попадали в такие шторма, что паруса рвало, мачты падали — и выходили победителями из этих ситуаций.
То, что с морем шутки плохи, видно на примере самого яхт-клуба «Север». Его территория год за годом сокращается — вода наступает на берег. Мы приехали во время отлива, и сначала проблема была не так заметна.
— Клубу уже шестой десяток, а я здесь 45 лет, — рассказывает Виктор Иванович. — Год от года берег убывает. Раньше вода от деревянного эллинга была в 30 метрах. А теперь здесь во время прилива не больше десяти метров. И большой синий эллинг (видный всем, кто едет по шоссе на Ягры) стоял не у самой воды, как сейчас, а метрах в 20 от неё, если не дальше. Видите небольшую отмель вон там? Когда-то это был остров, покрытый травой. Начальник водной базы, которая здесь раньше располагалась, держал там кроликов. А сейчас во время прилива отмель полностью заливает.
Действительно, пока мы беседовали, начался прилив, и отмель скрылась под водой. Край мыса, где мы стоим, отвоёван у моря: под нами бетонный лом, засыпанный песком.
— Наступление моря давно вызывало опасения, а бороться с этим мы начали пять лет назад. Яхт-клуб договаривается со стройками и другими организациями — берём у них строительный мусор и возим сюда. Мусор подходит не всякий, он должен быть экологически чистый. Лучше всего подходят обломки свай. Договариваться помогал нам и мэр Михаил Гмырин о том, чтобы бетонный лом возили сюда. А мы сами заказываем технику, но это дорого, так что многое делаем на субботниках вручную — лопатами.
Берег Камбалицы (со стороны шоссе) тоже подмывает, поэтому и здесь насыпан бетонный лом, а часть берега укреплена по другой технологии: в землю забиты металлические трубы, на них насажены покрышки, набитые кирпичами и камнями.

Фото Галины Чарупы

Фото Галины Чарупы

Летом Виктор Кузнецов побывал в Нидерландах и видел, как жители этой страны борются за землю, которую может затопить море:
— Высокий земляной вал отделяет от моря землю, лежащую на три метра ниже уровня воды. Голландцы спасаются каналами и насосными станциями, которые постоянно поддерживают нужный уровень воды. Это хорошо организованная система, всё делается в рамках государственной программы.
Земля, на которой стоит яхт-клуб, раньше была федеральной, так как «Север» относился к Севмашу. Но сейчас территория яхт-клуба принадлежит городу; здания и сооружения — муниципальная собственность, переданная в оперативное управление муниципальному учреждению — Детскому центру «Североморец», с которым некоммерческое партнёрство «Яхт-клуб «Север» подписало договор о сотрудничестве.
Получается, что сохранение этой территории становится заботой города. Программа берегоукрепления (не стихийного, как сейчас, а капитального) должна быть разработана с участием серьёзных специалистов и подкреплена серьёзными финансами. Не надо долго думать, чтоб догадаться: в данный момент таких финансов у города нет. Но если Северодвинску нужен яхт-клуб, если город заинтересован, чтоб у нас росли мореходы, — значит, нужна программа развития клуба и защиты его территории.
— Занимается каким-либо хозяйством тот, кто им владеет. А мы здесь не собственники, — продолжает Виктор Иванович. — Но даже если город не станет помогать, мы будем предпринимать самостоятельные попытки отстоять этот кусочек земли.
Борьба за землю продолжится. Но спорт и отдых никто не отменял. В ближайшие выходные яхт-клуб «Север» закрывает сезон. 27 сентября все крейсерские яхты выйдут на просторы Северной Двины и примут участие в гонках, а потом на одном из островов будет праздник с шашлыками.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей