Как выжить со счётчиком

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/504_d1076.jpg

Для многих словосочетание «жилищно-коммунальное хозяйство» служит синонимом слову «хаос». Порой вообще кажется, что повышение тарифов и прочие новшества в этой сфере не имеют под собой реальных причин, а придумываются, чтобы глубже залезть в кошелёк граждан. И отдельная тема — общедомовое потребление (ОДП).

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства ветераны города обсудили на «круглом столе»

В редакционной почте хватает обращений, из которых следует, что количество воды на ОДП с квартиры равняется 1 кубометру (1000 литров) в месяц, а общая цифра затраченной жидкости по дому позволила бы без труда устроить полноценное водное шоу. Аналогичная картина и с ОДП по электричеству. Только здесь уже можно говорить об освещении стадионов. Понятно, что такого не может быть. Но это есть. И больше всего эта напасть нервирует пенсионеров, для которых каждая копейка в минус из скромных пенсий как нож в сердце. Даже у таких категорий вышедших на заслуженный отдых граждан, как бывшие работники оборонки или военнослужащие, чьё пособие несколько больше, чем у остальных.
Но кто услышит одинокий глас вопиющего в пустыне, пусть и подают его представители одной из самых активных категорий граждан в общей массе безмолвствующих соседей? Правильно, никто. Именно по этой причине Северодвинский совет ветеранов войны и труда решил с помощью нашей газеты собрать за «круглым столом» всех, кто имеет непосредственное отношение к проблеме ОДП, и сообща попытаться найти ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы платить за реально потреблённые ресурсы?

Давай поговорим!
В мероприятии приняли участие представители областного министерства ТЭК и ЖКХ, депутатского корпуса Северодвинска и профильных подразделений мэрии, руководители ветеранских организаций, заместитель директора регионального центра по энергосбережению Валерий Хвостов, заместитель начальника управления энергосбытовой деятельности по Северодвинску ГУ ОАО «ТГК-2» Виктор Яровой, начальник цеха № 19 ОАО «ПО «Севмаш» Анатолий Маляренко, начальник северодвинского отделения ОАО «Архангельская сбытовая компания» Валентин Кустов, помощник прокурора Северо-двинска Татьяна Беляева и руководители ряда управляющих компаний. Всего более 20 человек.
Итак, откуда берутся непонятные цифры в квитанциях, если общий потребляемый объём той же воды зафиксирован общедомовым счётчиком, из которого следует вычесть показания счётчиков квартирных, а остальные литры обсчитать, исходя из нормативов потребления, утверждённых как для собственников жилья, так и для ОДП? По идее должно получаться простое арифметическое действие: квартирный счётчик + нормативы потребления = общедомовый счётчик. Но идеал пока недостижим.
Разберёмся в природе причин происходящего и способах их устранения.

Пять причин
Первая. В квартире проживает больше людей, чем прописано.
Соответственно, оплата начисляется только зарегистрированным гражданам. Остальных оплачиваем мы с вами. Выявляем «мёртвые души» — проблема снята. Не будем лукавить, мы всё знаем про своих соседей. И такие слова, как «стукачество», в данном случае неуместны. Что может быть естественней, чем призвать людей жить честно?
Вторая. Протечки на внутридомовых сетях.
Здесь можно говорить о нерадивости управляющих компаний. Но, как заверил участников «круглого стола» председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи мэрии Северодвинска Николай Спирин, несмотря на то, что по нормам обследования должны проходить два раза в год, на деле они бывают гораздо чаще. В зачёт идут работы по подготовке к отопительному сезону, гидравлическим испытаниям, плановые замены изношенных участков, осмотры после аварий. Остаётся вариант, когда течь не настолько большая, чтобы её почувствовали все жильцы. Но и её можно вовремя заметить и ликвидировать, если совет дома возьмёт за правило регулярно наведываться в подвал на профилактические обходы трубопроводов.
Третья. Счётчики стоят, но в них руками доморощенных кулибиных внесены усовершенствования, занижающие потребляемые объёмы.
Последствия те же, что и в первом случае. Беда в том, что таких ловкачей выявить трудно. При внезапной проверке они просто могут никого не впустить в квартиру, а к плановому визиту подготовиться нетрудно. В этом случае универсального алгоритма действий вывода таких «сообразительных» соседей на чистую воду нет.
Четвёртая. В квартирах, где нет счётчиков, льют воду напропалую.
Выход — убедить таких соседей относиться к ресурсам бережно. Звучит банально, но другого варианта нет.
Пятая. Несанкционированное подключение, а попросту говоря, воровство.
Рекомендуется проверить все трубы и кабели и в случае обнаружения посторонних пользователей обратиться в полицию и прочие инстанции.

А у вас есть прибор?
Общедомовые счётчики по горячей воде и отоплению установлены в 100% домов Северодвин-ска, по холодной воде — в 85%. Оставшаяся разница будет погашена в скором времени. По индивидуальным приборам учёта картина такая: на холодную воду установлены в 40% квартир, на горячую — в 50%. Напомним, закон обязал всех собственников жилья установить индивидуальные счётчики. Мэрия в этом году начала работу по доустановке приборов в муниципальном жилфонде за счёт городского бюджета. Что касается остальных «динамящих» закон собственников, то им недолго осталось обходить закон стороной, пользуясь тем, что ответственность за неисполнение данного требования не предусмотрена. С ролью штрафа вполне справится повышающий коэффициент, который будет применяться к ним с 2015 года.
Что же касается сверхнормативного потребления, то это остаток, образовавшийся после вычитания из общего объёма потребления ресурсов данных квартирных счётчиков и нормативов. Постановление правительства РФ № 354 обязало оплачивать сверхнормативку либо управляющую компанию, либо собственников жилья, если на то будет соответствующее решение общего собрания. В большинстве домов был выбран второй вариант.
На «круглом столе» со стороны ветеранов прозвучал упрёк, что при голосовании этот вопрос был облечён в такую формулировку, что разобраться, о чём идёт речь, многим оказалось не под силу.

Обманываться не рады
Почему нельзя было сказать прямо и конкретно, спрашивали ветераны. На это представители УК пояснили: как положено по закону, так и написали. Они, конечно, правы, но, на наш взгляд, ничего не мешало тут же дать и бытовой вариант толкования внесённого в повестку дня вопроса. Что касается упрёков в намеренном введении собственников жилья в заблуждение, то конкретных примеров на «круглом столе» приведено не было. Лишь прозвучало, что информация направлена в прокуратуру.
К проблеме сверхнормативки относится и мнение ветеранов о том, что в неё включаются и долги жильцов по оплате коммунальных услуг. Однако главный инженер СМУП «ПЖКО «Ягры» Анатолий Тихонов заверил, что это не более чем миф. Проблему должников они решают не за счёт добросовестных плательщиков. Его поддержали и представители ресурсоснабжающих организаций, заявившие, что у них наработан необходимый механизм для воздействия на «забывчивых» граждан через суд.
А нет ли подвоха при снятии показаний с общедомовых счётчиков? Ведь процедуру проводят управляющие компании или ресурсники. Оказывается, в сборе этих сведений могут беспрепятственно принимать участие члены советов домов. Более того, во многих домах какие-либо афёры исключены, поскольку информация со счётчиков автоматически передаётся в режиме реального времени и архивируется. Так что при желании всегда можно проследить динамику расходования ресурсов, и если объёмы от месяца к месяцу отличаются незначительно, то беспокоиться не о чем. А чтобы всё выходило в ноль, нужно примерно в те же дни, когда снимаются показания с общедомовых счётчиков, передавать информацию с квартирных приборов учёта. Но и тут есть некоторая сложность — законодатель отменил такие дни. Так что остаётся собственникам жилья выработать привычку всем сообщать цифры с табло примерно в одно и тоже время.

«Зубастые» домсоветы
На «круглом столе» было решено рекомендовать советам многоквартирных домов и управляющим компаниям активизировать работу по выявлению незарегистрированных пользователей коммунальными ресурсами. А также усилить разъяснительную работу о необходимости и выгодности установки приборов учёта. И знать про свой дом всё — насколько исправны инженерные сети, системы, нет ли несанкционированных подключений к ним.
Как видите, нет ничего невозможного в том, чтобы цифры в квитанциях на оплату ЖКУ не были фантастическими, и в Северодвинске есть такие дома. Просто их обитатели не залезают в карман соседа, дисциплинированно оплачивают ресурсы по счётчикам, не накапливая долгов.
Столь впечатляющий форум свидетельствует ещё и о том, что безразличия к поднятой проблеме нет. Возьмём на себя смелость сделать вывод: администрации города не нужны никакие социальные потрясения, а управляющие компании и ресурсоснабжающие организации не заинтересованы работать в образе «врагов народа». Диалог может быть продолжен в любое время. Всё остальное в наших с вами руках. От нас зависит, насколько работоспособными и «зубастыми» будут советы домов, а накопленный опыт взаимодействия с управляющими и ресурсоснабжающими компаниями может помочь в корректировке нормативов потребления — они проходят раз в два года. Кстати, инструментов для этого достаточно, от муниципального ресурса до депутатского лобби.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей