Колумбы Судостроя

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/443_d1076.jpg

Летом на торжественном собрании в драмтеатре, посвящённом Дню города и Дню ВМФ, один из выступающих сказал со сцены: «Первостроители города под руководством Ивана Каляева...» А ведь «Иван Каляев» в этом контексте — не человек, а пароход. Ну раз уж на официальных мероприятиях начали звучать такие ляпсусы, давайте вспомним, как всё начиналось...

«Черновик истории»: обойтись без исторических ляпов

Разочарованные лица
По заметкам газеты «Сталинец Судостроя» (впоследствии «Сталинец») мы можем восстановить облик первых жителей посёлка Судострой, а затем города Молотовска, приехавших сюда в 1936—1939 годах. Особенно выделяются «старожилы» — первые из первых. Они высадились на берег Белого моря с парохода «Иван Каляев» летом 1936 года. Среди них чаще всего упоминаются комсомольцы, которых отправляли на
строительство горкомы ВЛКСМ и партии.
«С парохода «Иван Каляев» сошла первая партия рабочих. Беспредельная, болотистая равнина, поросшая корявыми, рахитичными сосенками, серое унылое небо и полное безлюдие — создавали невольное ощущение оторванности от всего мира… Среди вступивших первыми на землю было несколько десятков комсомольцев. В этой группе было мало людей с разочарованными лицами. Шли комсомольцы верными, широкими шагами, точно Колумбы по вновь открытой Америке. Начались первые дни освоения площадки. Работать было нелегко, каждый метр площади у болот приходилось отвоевывать с боем. Часто с моря дули холодные, пронизывающие ветра, которые, казалось, сметут прижавшиеся к земле брезентовые палатки и приютившихся в них людей. Некоторые, наименее устойчивые рабочие брали расчёт и уезжали. Слабость отдельных товарищей только увеличивала упорство оставшихся, сплачивала их в крепкий коллектив… Всех их объединяло упорство и чудесная как фантазия мечта — построить, несмотря ни на что, гигантский судостроительный завод и социалистический город, и не где-нибудь, а на берегу Белого моря» («Сталинец Судостроя», 30.08.1937 г.).

Рабочая аристократия
Среди первых строителей были и те, кто приезжал из деревень Архангельской области, узнав о рабочих местах по объявлению или через знакомых. Выходцы из деревень, несмотря на тяжёлые бытовые условия, старались на строительстве закрепиться: здесь были хорошие заработки. Зарплата в стахановских бригадах при перевыполнении норм на 200—300% составляла около 23—24 рублей в день (информация из «Сталинца Судостроя» за 1937 год). При пятидневной рабочей неделе с шестым выходным днём выходило в среднем 25 рабочих дней в месяц, соответственно зарплата составляла около 600 и более рублей. А в колхозах в то время доходы за год соответствовали двух-, трёхмесячной зарплате и чаще всего выдавались не деньгами, а «натурой».

Бригада плотников Алексея Запевалова. Фото из архива городского музея

Бригада плотников Алексея Запевалова.
Фото из архива городского музея

Осев в городе, бывшие деревенские жители за годы и десятилетия добросовестного труда становились «рабочей аристократией». В статье «Облик советского рабочего», которая вышла в «Сталинце» в декабре 1952 года, читаем: «Алексею Фёдоровичу Колышкину недавно исполнилось 35 лет. Он ровесник Октября. Кем был бы Алексей Колышкин, если бы не Великая Октябрьская революция, если бы не советская власть? Он пас бы скот, как его дед в деревне Павлово, или ходил бы в города на временные заработки, как его отец. Советская власть широко раскрыла двери перед внуком батрака. Он рос, как росло всё его поколение, поколение сверстников Октября.
Скромны и просты вехи жизни Алексея Колышкина. В его жизни не было ни героических подвигов, ни необыкновенных происшествий, ни удивительных поворотов судьбы. В 1937 году Колышкин пришел на стройку города Молотовска и поступил в фабрично-заводское училище. Свою рабочую практику он начал молотобойцем в механических мастерских отдела капитального строительства, потом стал кузнецом… Вместе с мастерскими, вместе с заводом рос и Колышкин, обогащал свои знания, изучал подспудные возможности своей профессии. Он крепко связал свою судьбу с судьбой завода»
.

Гости из дальних регионов
Приезжали на строительство и с ведущих строек страны. Практика переезда с одной стройки на другую сформированных бригад, многие из которых имели опыт стахановской работы, была распространена в 1930-е годы. В заметке «Люди нового города» («Сталинец» от 17.08.1938 г.) бригадир плотников Алексей Запевалов пишет: «Я со своей бригадой в количестве 8 человек прибыл на данную стройку 6 августа 1936 года. По приезде на площадку нашим глазам представилась неотрадная картина. Кругом болото, и только на берегу реки на небольшом клочке сухого места возвышался полуразрушенный бывший монастырь и около него 2—3 дряхлых деревянных домика. Рабочие, приехавшие на стройку, помещались на пароходе, в барже и палатках… Я с радостью узнал о преобразовании нашего посёлка в город и присвоении ему наименования Молотовск. Я здесь на площадке рос вместе со строительством города. За всё время работы я со своей бригадой давал нормы производительности труда от 175 до 200 процентов. Рабочие моей бригады живут в хорошем 2-этажном доме. Мы пользуемся театром, кино и другими культурными видами отдыха. По окончании работы проводим беседы, читки газет и т.п.».

Коренные северодвинцы
К 1940 году население Молотовска составило более 24 тысяч человек. Основная часть — рабочие на стройке города и завода, а также рабочие судостроительного завода.
Наиболее востребованны специальности: плотники, токари, сваебои и др. Многие начинали с разнорабочих. Но с самого начала стройки была создана система обучения кадров, в том числе курсы обучения рабочим специальностям без отрыва от производства. На страницах «Сталинца» в рубрике объявлений в эти годы часто встречаются объявления о повышении квалификации и об обучении рабочих новым специальностям: заточников инструмента, токарей-шлифовальщиков, электромонтажников, разметчиков судовых, кузнецов ручной ковки, молотобойцев, рубщиков-чеканщиков, нагревальщиков заклёпок, кочегаров.
Именно в этот период появляются первые коренные жители — ведь в приехавших семьях рождаются дети. Мать Владимира Рыжова, появившегося на свет 27 декабря 1936 года, пишет в газету: «Я помню первые дни стройки. Строители застали на новом месте лишь древний монастырь да несколько маленьких хибарок. Вокруг было болото. Жили мы ещё в палатках и на пароходе. Первая больница также была расположена на воде — в обыкновенной барже. Здесь родился мой сын Владимир — самый молодой гражданин нового рабочего посёлка… Я, свидетельница замечательного роста любимого города, выросшего на болоте, с уверенностью думаю: пройдёт еще несколько лет, закончит мой Владимир десять классов, пора будет поступать ему в высшее учебное заведение. Но никуда он не поедет из Молотовска, потому что к тому времени здесь будет вуз».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей