Туризм или пофигизм?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/08/239_d984.jpg

За последние дни уже стало привычным ожидать новостей, что какой-нибудь из туроператоров заявит о приостановке своей деятельности. За три недели это уже успели сделать «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт» и группа компаний «ИнтАэр», а также крупнейшее турагентство «Нева», с которым сотрудничали и в нашем городе.

Повлияют ли банкротства туроператоров на спрос северян на море и солнце

Заложники ситуации
Заложниками ситуации оказались десятки тысяч туристов. Они либо застряли в Болгарии, Греции, Турции, Испании и на других курортах, либо так и не увидели за свои деньги долгожданного моря.
Турфирмы обвиняют центральные СМИ в нагнетании ситуации, федеральные ведомства разбираются, в чьей компетенции отвечать за отрасль, туроператоры спешат заверить своих партнёров в стабильном положении дел.
Ну а пока Ростуризм создаёт списки зарубежных партнёров наших туроператоров, принимающих жёсткие меры к пострадавшим соотечественникам. Совершенно очевидно в этой ситуации одно: разбираться прежде всего придётся в собственной вотчине.
Проблемы у многих туркомпаний начались после зимы, когда скакнули курсы доллара и евро, обострилась политическая си- туация.
— Примерно на 20 процентов снизился спрос на дорогостоящие заграничные путёвки, которые люди могли себе позволить. Вижу по своей фирме, — рассказывает руководитель турагентства «Визит», член правления Архангельской региональной туристской ассоциации Александр Белецкий.
Ситуация с евро и политической подоплёкой никак не сыграла на руку и туризму внутреннему. Родная сторона по-прежнему не выдерживает конкуренции с заграницей.
— Сколько стоит билет на самолёт на российский курорт? Тысяч 20. Может ли семья из четырёх человек позволить себе такую поездку? — задаёт риторический вопрос директор агентства «Руссо туристо» Наталья Серова.

Главное в турбизнесе — порядочность
Туристическая сфера во многом выживает за счёт туризма выездного. Однако далеко не все пошли по пути бронирования туров от операторов, которые обещали высокий сервис за малые деньги. Тот же «Лабиринт» славился своими «сладкими» ценами, но далеко не самой лучшей репутацией.
Среди всех погоревших компаний, пожалуй, вызывает недоразумение лишь ситуация с «Невой». Некоторые считают, что её погубила разноплановость: фирма предлагала и экскурсионку, и авторские туры, и пляжный отдых, и событийный туризм. Другие стоят на том, что на рынке оказания туристических услуг самое важное — порядочность, что не все замечали у обанкротившейся компании.
В России сегодня трудятся около 1,7 тысячи туроператоров, более 12 тысяч турагентств, невероятное количество перевозчиков и страховых компаний. При этом деятельность многих из них жёстко не регламентируется. Надо как можно быстрее менять законодательство, а надзорным органам — провести проверку всех, кто занят в турбизнесе, считают эксперты. К слову, вышеназванных туроператоров уже проверяют на предмет мошенничества.
Ещё проблема отрасли — закредитованность и недостатки системы страхования ответственности туроператоров. Некоторые из них настолько разрослись, что стали похожи на «МММ», но на дворе не 90-е. В дополнение ко всему — факт, что в России до сих пор не выстроена система предупреждения банкротств в турбизнесе. После громких дел туроператоров «Капитал Тур» и «Ланта-тур вояж» вносились изменения в отраслевой закон, была создана организация «Турпомощь». Но она помогает ликвидировать последствия, а не предупреждать банкротства.
В общем, разрубить предстоит целый гордиев узел назревших проблем.

Ждали ещё четыре года назад
В Архангельской региональной туристской ассоциации к такому повороту событий в отрасли готовились ещё четыре года назад, когда рассматривался закон о туристической деятельности.
— Мы были против того, в каком виде его принимали, — рассказывает член правления ассоциации Александр Белецкий. — Если оператора страхуют на полмиллиона или миллион рублей, а продажи туров идут на сто миллионов, о чём тут можно говорить?
Однако сокрушаться по поводу катастрофической ситуации пока преждевременно: обрушилось не более процента российского рынка по объёму. У северян, по подсчётам Александра Белецкого, слетело порядка 200 заявок, забронированных у вышеназванных туроператоров.
— Это немного, учитывая, что из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска за лето выезжают отдыхать по 30—40 тысяч человек, — добавил он.
И недостаточно для того, чтобы отбить у людей желание отдохнуть на море.
— Люди всё равно бронируют туры, небольшой спад мы чувствовали в начале года, — рассказывает директор агентства «Капитан Немо» Людмила Клевакичева. — В последнее время большим спросом пользуется Европа, а не Турция. Стал популярнее Кипр, как только туда открыли прямые вылеты из Архангельска.
И радует, что около 70 процентов местного туристического рынка сегодня работают как раз по таким вылетам.
— Тут задействованы операторы, которые хорошо себя чувствуют в туризме и любят эту сферу. У них и обороты совсем другие, — добавляет Александр Викторович. — Иногда возникают, конечно, технические моменты — задержка рейса, например, но подобное происходит и в других городах.
Все эти туроператоры входят в десятку крупнейших по России. И имеют свои офисы в столице Поморья: при возникновении проблем до них, возможно, будет проще достучаться.

***
В ближайшем, прогнозируют эксперты, на плаву смогут остаться только самые крупные сетевые операторы и мелкие компании, предлагающие нишевые, эксклюзивные туры. Возможно, ситуация спровоцирует и развитие самостоятельного туризма. Тем не менее самобронирование выходит не всегда дешевле «пакетников», а авиакомпании разоряются так же, как и туроператоры, гостиницы перепродаются одним хозяином другому. В случае таких неприятностей и претензии предъявить будет некому.
На что же советуют обращать внимание при бронировании туров? В первую очередь — на известность, репутацию и стаж работы фирмы на рынке. По таким же критериям нужо оценивать и страховщика: у компании должно быть серьёзное финансовое обеспечение, чтобы в случае банкротства можно было рассчитывать на выплату компенсации.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ
Телефоны Ростуризма по вопросам разъяснения правовых оснований и порядка выплаты страхового возмещения: +7 (495) 607-74-87, +7 (495)607-39-49.
Телефон горячей линии Ростуризма: +7 (917) 540-51-21.
Телефоны горячей линии ассоциации «Турпомощь»:
+7 (495) 981-51-49 (круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно).
Полезная информация для пострадавших от действий (бездействия) туроператоров — на сайте Ростуризма www.russiatourism.ru и ассоциации «Туропомощь» www.tourpom.ru.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей