MENU

А. Чесноков заводит раритетный патефон. Сеанс связи с прошлым начат!
Фото Екатерины Курзеневой А. Чесноков заводит раритетный патефон. Сеанс связи с прошлым начат! Фото Екатерины Курзеневой

29.05.2014 • Общество

Узкоколейка уходит в историю

Не скрывая удовольствия, Андрей Чесноков заводит перед гостями старенький патефон, выпущенный заводом «Красный молот» ещё в начале XX века. И покорная игла с лёгким шипением выдаёт музыку: на пластинке всего одна песня — «Что ты жадно глядишь на дорогу». С неё и начинается увлекательное путешествие в историю Северной железной дороги, уместившуюся в одном вагоне

В уникальном вагоне-музее горожане могли узнать, чем жила Северная железная дорога

Этот уникальный вагон-музей, переоборудованный из обычного пассажирского, приехал к нам в область всего на восемь дней. И первыми посмотреть, что же там внутри, могли любопытные северодвинцы. В нём собраны экспонаты истории СЖД с конца XIX века: вот станционный колокол, который раньше предупреждал о прибытии и отправке составов, очень редкий свечной фонарь (последний такой был выпущен в 1954 году), копии облигаций на трёх языках, которые продавали при строительстве дороги, забавный водоуказатель для заправки паровоза водой, на котором всего два деления — «качай» и «довольно».

Редкие экспонаты интересны и детям, и взрослым. Фото Екатерины Курзеневой

Редкие экспонаты интересны и детям, и взрослым.
Фото Екатерины Курзеневой

Под стеклом хранятся исправно работающие немецкие печатные машинки, и грузный калькулятор расстояний — арифмометр, и телефонная гарнитура, крепившаяся ремешком к уху телефонистки, — прототип современной гарнитуры к мобильнику. А вот и аппараты электрожезловой системы, в былые времена помогавшие предотвращать аварии.
— Сейчас эту роль выполняет компьютер, но три года назад я ещё встречал такие аппараты на станции Елецкой между станциями Лабытнанги и Чум, — замечает начальник вагона-музея Андрей Чесноков.
Эта уникальная машина прошлого путешествует по стране с 2002 года. Её задача — рассказать об истории Северной железной дороги на всех станциях её присутствия. Доезжала она и до самых отдалённых уголков Заполярья, а у нас уже второй раз. В ярославском фонде музея собрано около двух тысяч экспонатов, и для каждой новой станции экспозиции стараются подбирать соответствующие. К нам, например, приехали с подборкой редких фото о строительстве дороги в Архангельске.
Отдельный стенд вагона посвящён участию железнодорожников в разгроме фашистской Германии. Когда был захвачен Донбасс, в короткие сроки — всего за 188 дней — в сложнейших условиях вечной мерзлоты была достроена ветка пути на Воркуту, и в 1942 году оттуда отправился первый состав с углём в блокадный Ленинград. Такую лепту в общую Победу внесли железнодорожники.
Сложно выбрать в этом вагоне-музее самый раритетный экспонат — здесь всё дышит историей. И всё же я такой нашла — образец узкоколейного рельса конца XIX века. Именно по такому в сентябре 1868 года проехал первый поезд от станции Новки Владимирской области до Иваново.
В Северодвинске вагон с историей гостил два дня, после чего отправился на станцию Обозерская и в Архангельск.

Comments are closed.

« »