Когда наступает осень, у кого-то усталое сердце спокойствия просит, а у чиновников и депутатов, наоборот, оно начинает учащенно биться. Ибо в воздухе пахнет не только опавшими листьями, но и денежными купюрами: грядет принятие бюджета. А в условиях кризиса приходится затягивать пояса и урезать бюджеты.
Наша область не исключение: на заклание отдана программа развития Архангельска как областного центра. На три ближайших года все расходы на финансирование программы заморожены: не будет выделяться средств из областной казны на расширение Обводного канала, капремонт мостов через Северную Двину, продолжение Московского проспекта. Со стороны мэрии областного центра звучат негодующие голоса. В ответ из кабинетов областного правительства резонное: не до жиру, быть бы живу. Где найти дополнительные средства на реализацию всех этих проектов, когда лесозаводы встают один за другим, регион в долгах как в шелках?
Союз городов Центра и Северо-Запада, собравшийся в Архангельске на прошлой неделе, обсуждал: как сформировать базу местного самоуправления в условиях, когда местным бюджетам остается лишь 20% подоходного налога, а с января будущего года — всего 15%. Попытки муниципалов добиться от федеральных законодателей увеличения доли НДФЛ до 40% успеха пока не возымели. Кстати, у областной власти, как пояснил губернатор Игорь Орлов, похожая ситуация: денег не хватает, просят у Федерации 12 миллиардов, получают только четыре. И вообще, как образно выразился глава региона, местное самоуправление и региональная власть находятся в одной лодке, и не стоит пытаться отнимать друг у друга весло.
Хотелось бы сказать об еще одном источнике пополнения бюджетов. В статье «Республика или колония», опубликованной на сайте «Свободная Россия», карельский блогер Вадим Штепа напомнил о том, что многие крупные хозяйствующие субъекты платят налоги по месту расположения головного офиса, а не филиала. Так, например, налоги с комбината в Костомукше (Карелия) уходят в Вологодскую область, где располагается хозяин — «Северсталь». Карельские законодатели обратились к федеральным коллегам с соответствующей инициативой (где работаешь, там и платишь налог), но не нашли понимания у старших товарищей. Помнится, в свое время с подобным же предложением пытались выйти в Госдуму архангельские парламентарии — также безрезультатно. Пока собираемые в регионах налоги будут подкармливать столичный «офисный планктон», который, как высказался глава администрации президента Сергей Иванов, «ровным счетом ничего не производит» или даже соседний регион, где обосновались хозяева предприятия-налогоплательщика, говорить о радикальном улучшении ситуации с бюджетом не приходится. В конце концов, федерализм — категория финансовая и измеряется не количеством полномочий, переданных сверху на места, а способностью региональных и местных властей эти полномочия исполнять. Что при недостатке денег сделать очень проблематично.