Родная седьмая

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/05/7_shkola-.jpg

Юбилею Северодвинска посвящается

Давно, в 1956 году, я пошла в 1 «А» класс школы № 7 на улице Полярной. Тогда уже знала, где в школе учительская и библиотека, медпункт и продлёнка, столовая и актовый зал, ведь там работала техничкой моя мама. Она мыла классы и коридоры, подавала звонки на уроки. В школе её уважали и ценили. Как вспоминают выпускники, для них она была выше директора школы. Мама знала, кому вернуть рукавичку-потеряшку, физкультурную форму, выдавала мелки. Спасая опоздавших, давала звонок на минутку позже.

А началась моя учёба с пышного букета из ноготков и петушков, который мама собрала на пришкольном участке. Мы, сорок первоклашек, собрались в вестибюле в парадной форме: в торчащих косичках — белые банты, в руках — портфели с замочками. Моя первая учительница Надежда Алексеевна Малетина, немолодая, седовласая, в белой блузке и строгом костюме, построила нас попарно и повела в класс, пахнущий свежей краской. Она рассадила нас за парты по росту, мальчик с девочкой. И время полетело.

Мы учились чисто писать в прописях и тетрадях простыми карандашами, потом чернилами деревянной ручкой с пёрышком. Школьные парты оказались уникальным изобретением — с удобной столешницей с правильным наклоном, комфортным для осанки и зрения, с отверстием для чернильницы-непроливайки. Помню ребят-левшей, их принудительно переучивали писать правой рукой. В результате — обгрызанные ручки, клякс становилось только больше, ну и слёз тоже.

Надежда Алексеевна научила нас, непосед, читать, считать, рисовать и лепить зверюшек из пластилина. На переменках мы играли с ней в «ручеёк» и «каравай». Кого-то она погладит по головке, девочкам подтянет непослушные чулочки. С родительским комитетом организовывали праздник букваря, к новогодним утренникам шили костюмы зайчиков и снежинок. Помнятся волнующие моменты приёма в октябрята. Первую октябрятскую звёздочку я сделала сама из картона и обшила кумачом.

Через четыре года мы простились с начальной школой. К этому времени стали пионерами. Наша дружина носила имя Зои Космодемьянской. Идейным вдохновителем была старшая пионервожатая Мария Петровна Орлова. С ней мы размышляли о жизни и, как сейчас ни смешно звучит, верили в лозунг Н. С. Хрущёва «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ещё выпускали стенгазеты, ходили в походы, побывали на Соловках. Собирали макулатуру по всем квартирам, а также металлолом для строительства теплохода «Северодвинский пионер». Тогда наш класс занял первое место по школе в сборе цветного металла. Конечно, помогли родители. Мой папа где-то раздобыл и привёз на грузовике кучу старых проводов. На линейке нас поздравили, вручили премию и большой кулёк шоколадных конфет. Домой я тогда мчалась как угорелая, на пятый этаж взлетела в момент, но не от радости. Вспомнила, что для смены воды в аквариуме пересадила рыбок в таз с водой и ушла. Они трепыхались на полу вокруг таза. Бедных скользких рыбок я спасала, подхватывая двумя столовыми ложками.

Классным руководителем в средней школе у нас была Валентина Петровна Биченкова, учитель русского языка и литературы. Спуску ленивым она не давала. Опытный педагог Тина Сергеевна Самодова преподавала математику. Как-то мы не смогли решить домашнюю задачу — хватило ума целой оравой притащиться к ней домой аж на Железнодорожную. Назавтра задачу решали на уроке. В результате на последней странице учебника ответ оказался ошибочным. С английским языком я дружила, была любимицей у учительницы. Она получала письма из Англии и дарила мне марки с конвертов. Подруга рассказывала, как их подгруппа ушла в кинотеатр «Родина» на фильм «Три мушкетёра» с участием Жерара Барре. На урок английского языка, естественно, опоздали. Пришлось объяснять причину опоздания, кое-как с подсказками англичанки справились. Даже ходила байка, что классы пустели, когда шёл этот популярный фильм.

Не могу забыть свою глупую шутку. На уроке учительница задала вопрос соседу по парте, Вовка встал. Недолго думая, я поставила на сиденье чернильницу. Она была полная, и чернила выплеснулись. Лиловую кляксу промокашкой убрать не успела, сосед сел. О своём проступке призналась ему на другой день. «Так это ты?» — спросил он. Вот так легко простил! Я была готова провалиться сквозь землю. Брюки оказались новые, из-за пояса выглядывала бирка.

По партам ходили доверчивые записки с признаниями в первой любви. Моей подружке, симпатичной Лиде, уделял знаки внимания Валерка. Он сидел на «камчатке» и читал ей вслух стихи. После уроков шёл по пятам до дома, заглядывал в окна её квартиры на первом этаже. Мне хотелось, чтобы и в меня, рыжеволосую, влюбился мальчик. Случалось, мальчишки обзывали, я плакала. Потом, взяв себя в руки, без зазрения совести лупила обидчика как сидорову козу.

На уроках труда Надежда Константиновна Карпова учила нас премудростям домоводства. Мы варили кашу, вышивали платочки, шили фартуки и ночнушки. Шитьё мне нравилось, на всю жизнь оно стало моим хобби. Зато не любила физкультуру, ни козла, ни брусья, ни бревно. Преподавал её статный красавец, требовательный и справедливый Лев Иванович Коловангин. Попробуй пропусти урок без справки об освобождении!

В памяти — летняя работа на пришкольном участке. В конце мая перед каникулами нам выдавали трудовые книжки. В ней отмечали часы отработки. 1 сентября книжки сдавали классному руководителю. Мы пропалывали грядки, наводили порядок на территории. Собирали цветы в букетики, которые продавали у школы. Анна Дмитриевна Спицына, учитель ботаники, всегда была рядом. Она не забывала тут же на живом цветке рассказать про пестики и тычинки.

Как один миг промчались школьные годы чудесные. Позади последний звонок, шпаргалки, написанные к экзаменам на коленках, незабываемый выпускной в актовом зале. Мы уже без косичек, в капроновых чулочках, туфлях-лодочках, платьях из шуршащей тафты. Были и танцы. Девочки кружились в вальсе друг с дружкой. А чарльстон исполняли под песню Тамары Миансаровой «Бабушка, научи танцевать чарльстон» на грампластинке. Мы прощались с учителями, до утра гуляли с букетами душистой черёмухи. Я, как и большинство восьмиклассников, пошла учиться в политехникум.

В разные годы в школе № 7 учились мои сёстры и брат. Мы благодарны нашим педагогам. Иногда нас ругали, и всё-таки мы чувствовали их любовь и понимание. В каждого было вложено много труда, а главное — души! Они очень хотели, чтобы мы выросли настоящими людьми. Помним директора М. Н. Соловьёву, завуча В. А. Казакову, учителей В. С. Ситникову, Г. М. Ижмякову, О. С. Дорофееву.

Позже я посещала родную школу, ходила туда на выборы. В вестибюле детский духовой оркестр играл бравурные марши. Ребята были одеты в форму казаков. Руководил ими Николай Филиппович Чесноков — директор школы, заслуженный учитель Российской Федерации, атаман, основатель Северодвинского городского казачьего общества.

Сейчас моя школа закрыта. Это здание было построено в 1950 году и стало приметным среди деревянных домов. Со стороны улицы Полярной его украшали две широкие парадные лестницы с балясинами и оригинальная лепнина в школьной тематике над входами. Красивейшее здание не выдержало болотистой почвы и находится в аварийном состоянии. Горько видеть такую картину! Хочется верить, что недалёк тот день, когда в любимой школе вновь зазвенит звонок, зазвучат детские голоса.

Татьяна ПЕТРОВА
Фото из личного архива Елены Антоновой и из фондов Северодвинского городского краеведческого музея

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей