Научный мир — для развития школьников

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/03/1-1-23.jpg

В Северодвинске состоялся региональный форум базовых школ РАН

Во второй раз педагоги трёх образовательных организаций встретились, чтобы обменяться опытом, а научные наработки успешно применять в своей деятельности. В среду, 22 марта, в городе корабелов работал региональный форум опорных школ Российской академии наук. В нём участвовали педагоги двух образовательных организаций Архангельска — школы № 45 и гимназии № 3 имени Ксении Гемп, а также северодвинского лицея № 17.

Сегодня в лицее № 17 обучаются 790 учеников начиная с пятого класса. Все ребята так или иначе уже связаны с наукой: ежегодно они пишут проектно-исследовательские работы. Тематика разнообразная: например, некоторые лицеисты изучали насекомых или структуру хлеба. Девятиклассница Илана Силина рассказала, что в прошлые годы она изучала самые агрессивные породы собак, страны и их достопримечательности.

— Мне нравится право и политика. Поэтому в этом году тема моего проекта связана с экзитполом. В своей работе я хочу изучить, можно ли ему доверять. Считаю, что такие проектные работы позволяют ребятам лучше подготовиться к государственным экзаменам, чтобы набрать хороший балл для поступления в ведущие вузы страны, — говорит Илана Силина.

Надежда Первышина, директор лицея № 17, рассказала, что вышеуказанные учреждения опорными школами Российской академии наук стали в 2019 году. Это позволило улучшить их материально-техническую базу. Тогда северодвинский лицей приобрёл цифровые лаборатории по химии, физике, биологии, информатике, то есть по всем профильным предметам. Также благодаря участию в проекте педагоги имеют возможность повышать свою квалификацию в научных центрах РАН.

— На форуме педагоги встретились для подведения итогов, построения планов для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом. Сегодня по всей стране 129 школ сотрудничают с РАН, это позволяет учреждениям-партнёрам поддерживать связь с научно-исследовательскими институтами, — отметила Надежда Первышена.

Надежда Валерьевна добавила, что лицеисты, участвуя в олимпиадах, улучшают свои результаты. Также школьники со своими статьями и исследованиями принимают участие во многих научно-практических конференциях, всероссийских конкурсах, организованных РАН.

Елена Комарова, начальник управления образования администрации Северодвинска, подчеркнула, что форум — важное образовательное событие для города. Она отметила, что каждая школа по-своему уникальна. Лицей № 17 сегодня занимает лидирующие позиции по программам углублённого профильного обучения в сфере математики, естественно-научных дисциплин. Традиции, которые закладывались много лет назад, стали интересны не только для нашего региона, но и для Российской академии наук. На сегодня учёные разных институтов РАН сотрудничают с лицеем, дают консультации для педагогов, которые в свою очередь проходят курсы повышения квалификации на образовательных платформах, в том числе на площадках ведущих вузов страны. Учащиеся лицея имеют уникальную возможность общаться с выдающимися учёными, консультироваться при проведении исследований, получать доступ к различной информации, которая обсуждается в научном мире. Всё это даёт хороший старт для развития детей.

Также лицей № 17 регулярно выступает базовой площадкой при проведении городских научных и учебно-исследовательских конференций, во время которых ребята из разных школ города могут получить опыт общения с учёными, представляющими различные вузы нашей страны.

Елена Комарова добавила, что школы — участницы форума развивают социальное партнёрство, поддерживая друг друга, в том числе при переходе на новые образовательные стандарты или федеральные программы, которые будут вводиться в 2023 году.

— На сегодняшний день в стадии проработки на региональном уровне находится вопрос дополнительного финансирования таких школ, который обсуждается уже не первый год. Мы надеемся, что в методике областного закона об образовании наконец-то появятся дополнительные критерии — способы стимулирования таких школ, как лицей № 17, — прокомментировала Елена Комарова.

Если вопрос с дополнительным финансированием будет решён, средства будут направлены и на материальную поддержку педагогов — например, во время поездки на повышение квалификации в другие города.

Участников регионального форума приветствовала Анна Микерова, начальник отдела общего образования министерства образования Архангельской области. Она отметила, что в 2019 году при выборе школ, которые будут сотрудничать с РАН, были отобраны лучшие образовательные организации Поморья.

— Привлечение детей в научную, исследовательскую работу, то, чем вы сейчас занимаетесь в условиях складывающейся геополитической ситуации, как никогда актуально. Меняется школа, меняются родители, ученики, меняетесь вы. Но ваша миссия остаётся неизменной — учить, развивать, вдохновлять, — сказала Анна Микерова.

Во время работы форума с докладом выступил Олег Ежов, координатор проекта «Базовые школы РАН» в Архангельской области, главный учёный секретарь Федерального центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения Российской академии наук.

Он рассказал о работе и истории центра. Так, в структуру ФИЦКИА УрО РАН вошли пять научно-исследовательских институтов и две уникальные научные установки. Одна из них — Архангельская сейсмическая сеть, входящая в международную систему, которая фиксируюет землетрясения, происходящие в мире. Вторая установка — Российский музей центров биологического разнообразия, который включает в себя флористические коллекции, служащие для написания научных работ и проведения экскурсий для школьников и студентов.

Сегодня центр занимается различными исследованиями. По словам Олега Ежова, передовыми считаются генетические. Самое важное в работе учёных — это сотрудничество, сейчас одному человеку невозможно сделать серьёзное открытие — должен быть комплексный подход, координация и сотрудничество специалистов в разных областях.

Олег Николаевич рассказал и о биологических исследованиях центра. Он сам принимал участие в изучении территорий Земли Франца-Иосифа — архипелага в Северном Ледовитом океане. Там учёные обнаружили микоризу — симбиоз корней ивы и грибов. Всего на архипелаге порядка 50 видов растений, преобладают лишайники — их там до 500 видов, для изучения которых необходимы экспедиции.

— Изучая Красную книгу Архангельской области, пришёл к выводу, что в Архангельской области нет специалистов-лихенологов — это люди, которые специализируются на лишайниках. Пока их изучают учёные из Коми и Карелии, — рассказал Олег Ежов.

Возможно, среди сегодняшних лицеистов появятся будущие лихенологи, которые присоединятся к исследовательской команде Федерального центра комплексного изучения Арктики. По словам Олега Ежова, они готовы к сотрудничеству с молодыми учёными, главное, чтобы у ребят были желание и интерес к науке.

Фото Константина МЕРКУРЬЕВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей