АПЛ К-253: эту «Грушу» нельзя было скушать

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/01/APL-Grusha-.jpg

В прошлом году исполнилось 55 лет закладки на Севмаше АПЛ К-253 проекта 667А. Спустили лодку на воду в 1969-м, окончательно передали флоту в ноябре того же года (ответственный сдатчик — В. Фролов, сдаточный механик — Б. Каз). Уводил корабль в Заполярье капитан первого ранга В. Громов. В конце 1969 года К-253 включили в состав Северного флота.

Отличилась на маневрах «Океан»

Напомним, у подводных лодок проекта 667А были особенности. Гребные винты, например, обладали пониженным уровнем шума. Атомоходы получили боевую информационно-управляемую систему (БИУС) «Туча» — первую многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия. В апреле — мае 1970 года АПЛ К-253 активно участвовала в военно-морских маневрах «Океан», в ходе которых впервые в истории отечественного ВМФ произвела пуск баллистической ракеты из района северо-восточной Атлантики, за что экипаж был удостоен приза министра обороны СССР «За успешные ракетные стрельбы».

В 1974 году подводный ракетный крейсер пришёл для среднего ремонта на «Звёздочку». Для завода это был четвёртый подводный корабль проекта 667А. Лодку для обновления приняли с желанием, опыт в подобных работах у заводчан был. Ответственным сдатчиком заказа назначили А. В. Куликова, сдаточным механиком — В. Н. Терёхина, будущего лауреата Государственной премии РФ, кавалера орденов «Знак Почёта» и «За морские заслуги», обладателя знака «За заслуги перед Северодвинском».

Слово — ответственному сдатчику

В тот период «Звёздочка» ремонтировала ещё несколько подводных атомоходов, и, естественно, выполнять сдаточную годовую программу было не так-то просто. Сегодня мы подробнее расскажем не о том, что менялось на заказе, а о том, как это делалось заводчанами, в том числе ответственными сдатчиками. Покажем это на примере ответственного сдатчика Куликова. Шёл 1976 год — период сдачи лодки заказчику. На одной из директорских проверок он докладывал:

— Если ещё полтора-два месяца назад можно было констатировать удовлетворительное положение на заказе, то в настоящее время возникает определённая тревога. На начало октября было закрыто 60% документов, хотя по плану эта цифра должна находиться на уровне 75%. Отставание, как видим, большое, а времени для его ликвидации почти не осталось. Увеличивается лишь значительная нагрузка на следующие месяцы.

Как можно охарактеризовать работу подразделений, задействованных на заказе. Слаженно трудятся участки старших мастеров Колтового (цех 10), Неведимова (цех 16), Чуракова (цех 40), Косинцева (цех 45), мастеров Харланова и Пеньевского (цех 15), Станкевича (цех 41), Архипова (цех 45). Навёрстывают упущенное электромонтажники «Эры». Задержка у них получилась из-за отсутствия оборудования, теперь всё необходимое имеется, и они обязуются в первых числах октября завершить свои операции.

Дальше ответственный сдатчик назвал фамилии всех организаторов производства, которые допустили срыв закрытия документов, и причины. Это, на его взгляд, несогласованность действий участков или бригад подразделений, слабая организация соцсоревнования, так как некоторые бригады не заключили между собой договоры на взаимное трудовое соперничество, не наметили встречных планов и обязательств.

— Положение на заказе создалось сложное, но не безвыходное, — продолжал говорить ответственный сдатчик, — есть ещё время мобилизовать силы и исправить недочёты. Не будем впадать в панику.

АПЛ К -253 была сдана флоту своевременно и несла после этого боевые службы и боевые дежурства ещё восемь лет, пока морская судьба вновь не привела лодку на «Звёздочку».

Многотиражка не давала поблажки

1984 год. К причалу мелководной набережной вновь пришвартовалась АПЛ К-253, теперь уже для модернизации по проекту 667АТ (шифр «Груша»). Сдаточным подразделением заказа определили цех 15, которым тогда руководил Н. Маньков, ответственным сдатчиком назначили Ю. Горячева, сдаточным механиком — Ю. Юденко. На заводе шутили: «Это заказ двух Юриков».

Предприятие приняло обязательство сдать лодку заказчику в 1988 году, когда страна готовилась отмечать 70-летние юбилеи создания Вооружённых сил и Ленинского комсомола. Заводская многотиражка «Трудовая вахта» сразу же открыла рубрику «Сдаточные заказы — под контроль газеты!». Заказ Горячева практически весь период модернизации курировала редактор заводского радиовещания Надежда Щербинина, впоследствии отмеченная знаком «За заслуги перед предприятием» и знаком Союза журналистов России «За заслуги». Редко какая радиопередача или номер «Трудовой вахты» выходили без сообщений о положении дел на заказе Горячева. И что примечательно, многие публикации несли в себе критический характер. Потому что уже в то время на заводе стали сказываться финансовые затруднения с обеспечением госзаказа, усложнялись вопросы с поставками новой корабельной техники. Но Надежда Щербинина умело сочетала недостатки с положительными примерами в организации работ на заказе, используя информации ответственного сдатчика Горячева при рейдах на лодку и на директорских проверках. Вот как Горячев докладывал на одной из них:

— Можно смело сказать, что второй этап испытаний заказа прошёл хорошо. Практически не было выходов из строя механизмов. Успешно отработал участок № 5 цеха 16, этому способствовали высокая квалификация людей, чёткая организация работы, ответственность за своё дело не только на данном этапе, но и на предыдущих. Без замечаний выполнили все пункты методики испытаний электромонтажные цеха 4 и 5 «Эры». Все, кто участвовал в экзаменовке заказа, отработали с большой отдачей, нет замечаний и по трудовой дисциплине. Теперь на заказе устраняются отдельные недоделки.

Но всё-таки нас по-прежнему беспокоит цех 40. Мало того что ими не была завершена своевременно операция по формированию помещений до начала испытаний, они слабо продвигаются вперёд и сейчас: медленно отрабатывают и устраняют замечания, операции ведутся только в одну смену. Несвоевременное завершение работ может задержать начало покраски на заказе цехом 45. Поэтому убедительная просьба к руководству цеха 40 — сделать всё возможное по улучшению организации труда своих людей на заказе.

О новом в производстве — всему заводу

Немаловажный факт из опыта освещения работ на АПЛ К-253. Заводские журналисты находили, а потом сообщали всему заводу о новых веяниях в организации производства. Именно в тот период на «Звёздочке» набирал обороты переход трудовых коллективов на хозрасчёт. Это новшество брали на вооружение и бригады, работавшие на заказе Горячева, в том числе бригада сборщиков цеха 15 В. Грачева, ставшего полным кавалером трёх орденов Трудовой Славы. В мае 1988 года в производственном календаре коллектива уже стоял июль. Вот так умели работать передовики труда «Звёздочки» даже в непростое время!

В «Трудовой вахте» сообщалось и о других бригадах, идущих в ногу со временем: слесарей-монтажников П. Кочетова (удостоенного орденов Трудовой Славы II и III степени, а затем и ордена Почёта, который ему вручал в Кремле Президент России В. Путин), В. Олюкова, В. Рудняева (цех 15); трубомедников цеха 9 А. Тюряпина, А. Калачникова; наладчиков цеха 16 Е. Карельского; судовых столяров цеха 41 В. Прищепова и т. д.

Несмотря на трудности, «Звёздочка» свои обязательства выполнила: 20 декабря в торжественной обстановке в конференц-зале заводоуправления состоялась церемония подписания акта о приёмке АПЛ К-253. Героем это дня был сдаточный коллектив заказа Горячева. К заводчанам и подводникам с благодарностью за проделанную работу обратились директор предприятия А. Зрячев и представитель заказчика. Большой группе корабелов и членов экипажа подводного корабля были вручены почётные грамоты и памятные подарки.

Уводил модернизированную лодку К-253 на Северный флот капитан второго ранга А. Антонов. После ухода со «Звёздочки» субмарина служила Отечеству до июля 1993 года. Утилизировали её здесь же. В память о К-253 в заводском музее оформлен фотостенд, посвящённый её истории, экипажу и заводчанам, дважды принимавшим участие в возрождении субмарины.

Фото из фонда заводского музея

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей