Подводная лодка К-33

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/11/K-33_1-.jpg

Как началась эра ремонта атомных подводных лодок на «Звёздочке»

Лето 1962 года. Атлантика встретила атомную подводную лодку К-33 неожиданностью. А говоря флотским языком, на корабле сложилась нештатная ситуация. Находившиеся на борту командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов и генеральный конструктор, создатель стратегических подводных лодок Сергей Ковалёв приняли решение: подлодку из автономного плавания вернуть к постоянному месту базирования — в Западную Лицу. 6 ноября того же года, ровно 60 лет назад, АПЛ К-33 пришвартовалась к причалу «Звёздочки» на южных Яграх для ремонта и модернизации по проекту 658М. До этого дня сюда не подходила ни одна подобная субмарина. Так ягринская верфь открыла эру ремонта атомных подводных лодок Военно-морского флота СССР.

Первый арктический поход

Полистаем «вахтенный журнал» АПЛ К-33 — легендарной для «Звёздочки» атомной подводной лодки проекта 658. Из восьми построенных Севмашем она была второй по счёту с заводским номером 902 (ответственный сдатчик — В. П. Тюпин, сдаточный механик — В. В. Стадницкий). Окончательно передали лодку ВМФ 24 декабря 1960 года, а 6 июля следующего она была включена в состав Северного флота. В декабре того же года лодка первой в ВМФ СССР совершила арктический поход для отработки тактических приёмов в подводных условиях со всплытием во льдах. У причалов 1-й флотилии АПЛ, базировавшейся в Западной Лице, К-33 подолгу не стояла, выходы в море следовали один за другим, обстановка в мире, связанная с Карибским кризисом, требовала от советских военных моряков повышенной готовности. Так, подводный крейсер с тремя баллистическими ракетами на борту и оказался летом 1962 года в очередном автономном плавании, которое, как сказано выше, получилось не совсем удачным. На «Звёздочку» АПЛ К-33 привели на буксире.

Здравствуй, первая атомная!

Заводчане приход лодки ждали с некоторым беспокойством, так как до этого они ремонтировали только «дизелюхи». Однако встречать заказ на старый деревянный причал пришли многие, и среди тех, кому первому было разрешено ступить на палубу К-33 и спуститься в её отсеки, оказались начальник участка А. П. Рудаков, старшие мастера Н. А. Костин, В. И. Глазачев, мастер Э. Д. Голышев, главные специалисты. Встречал заводчан командир корабля капитан второго ранга Л. А. Матушкин, будущий Герой Советского Союза, вице-адмирал. Специалистов предприятия поразили чистота и порядок на лодке, на что командир корабля говорил: «А как иначе, завтра страна отмечает 45-ю годовщину Великого Октября».

Готовясь к ремонту первой для завода атомной подводной лодки (ответственным сдатчиком назначили Е. А. Колодкина, сдаточным механиком — М. Г. Калинина), руководство предприятия во главе с директором Г. Л. Просянкиным заранее готовило базу для обеспечения надёжности предстоящего обновления первой атомной подводной лодки: завод по проекту Севмаша построил ПКДП, переоборудовал лихтер для складирования корабельной техники, изготовил для эксплуатации установку воздуха высокого давления и т. д. Специалисты предприятия разработали и внедрили в производство сварку нержавеющих сталей в среде углекислого газа, кислородно-флюсовую резку высоколегированных сталей.

На заказе предстояло выполнить переоборудование и монтаж установок ракетного и навигационного комплексов, радиосвязи, локации, акустики, произвести ремонт корабельных систем и атомной энергетической установки, что на судоремонтных заводах СССР ещё ни разу не делалось. А чтобы успешно справиться с этими задачами, предприятию в кратчайшие сроки необходимо было подготовить кадры рабочих и ИТР. По воспоминаниям ветеранов, завод на этот период стал настоящим учебным комбинатом. Занимались все — от слесаря-монтажника цеха 16 Александра Братчикова, в будущем кавалера ордена «Знак Почёта», до ответственного сдатчика заказа Евгения Колодчкина и директора Григория Просянкина. И работы начались!

Предприятие делало всё, чтобы подводный атомоход своевременно — в 1964 году — сдать флоту и достойно встретить десятилетие начала производственной деятельности «Звёздочки» Большую помощь оказывали заводу замминистра Судпрома СССР Деревянко, курировавший заказ, и заместитель главного конструктора ЦКБ «Рубин» Темкин. Как вспоминали ветераны, были дни, когда рабочие, руководители участков и специалисты сутками не уходили с лодки. Контролировали продвижение работ на заказе ведущий конструктор Б. И. Кантор, ведущий технолог В. К. Югов, ответственный сдатчик и сдаточный механик. С настоящим патриотизмом трудились на заказе многие-многие заводчане, фамилии всех не перечислить. Но некоторые назвать обязательно надо — это старший мастер А. М. Кульминский, сдаточный механик А. П. Шаров, слесари-монтажники А. И. Бердичевский. Ю. И. Бахвалов, Н. П. Кордумов, А. Г. Коробов, Р. И. Иванов, В. И. Русецкий, Э. П. Евстафьев, Б. А. Гусаров, А. И. Максимов, служивший на этой лодке (цех 15), их коллеги А. М. Невидимов, Е. И. Корельский, А. П. Новиков (цех 16). Большинство из них впоследствии были удостоены государственных наград: А. Г. Коробов — ордена Трудового Красного Знамени, А. М. Невидимов — ордена «Знак Почёта», Б. И. Кантору присвоили звание «Заслуженный конструктор РФ».

Ремонт заказа проходил при теснейшем общении заводчан и экипажа. Вот как вспоминает о том периоде Виталий Кочкин, бывший слесарь-монтажник цеха 1: «Командир корабля любил общаться с нами, молодыми рабочими. Бывало, подойдёт к кому-либо из ребят, первым подаст руку, поинтересуется, что тот делает, и посоветует, в какие места заказа не стоит заглядывать без надобности. Такое отношение к нам поднимало настроение».

Атомный первенец «Звёздочки» снова отличился

В конце декабря 1964 года отремонтированный подводный ракетоносец был передан Военно-морскому флоту. Командование ВМФ СССР и Северного флота выразило коллективу «Звёздочки» свои благодарности. Прямо скажем, было за что! В ноябре 1967 года, когда страна отмечала 50-летие Великого Октября, лодка под командованием капитана первого ранга В. К. Коробова впервые в истории ВМФ СССР произвела подводный залп полным объёмом баллистических ракет (до ремонта на «Звёздочке» эти операции проводились в надводном положении). Ровно через год лодка в ходе учений «Север-68» успешно выполнила стрельбу ракетой Р-21, завоевав приз командующего Северным флотом. Из состава флота АПЛ К-33 вывели в 1987 году. В августе 1989-го, когда «Звёздочка» отмечала 25-летие сдачи первой атомной лодки, генеральный директор А. Ф. Зрячев трогательно говорил:

— Заказ сдан Военно-морскому флоту в 1964 году в строгом соответствии с государственным планом. Это был поистине массовый трудовой героизм всех рабочих, инженеров, руководителей, работающих в тесном сотрудничестве со специалистами Севмаша, «Эры», представителями военной приёмки, флагманскими специалистами бригады подводных лодок, экипажем корабля.

Большой вклад в ремонт и модернизацию лодки внесли представители заказчика Н. И. Васильев, В. М. Петров. В. А. Брызгалин. Также Александр Фёдорович назвал имена десятков заводчан, принимавших участие в обновлении АПЛ К-33. Опыт ремонта и модернизации заказа № 902 позволил «Звёздочке» перейти к решению новых сложных технических проблем (вспомним ремонт первого в мире атомного ледокола «Ленин», завершённый в 1970 году), прочно занять ведущее место в отечественном судоремонте и судостроении.

Школа подплава Виктора Архипова

Рассказывая об АПЛ К-33, нельзя упустить из вида тот факт, что на ней проходили срочную службу несколько бывших тружеников «Звёздочки», в числе которых и Виктор Архипов. Так вот, именно он был свидетелем разговора главкома ВМФ СССР Владимира Касатонова и академика Сергея Ковалёва, который происходил в рубке. Он был старшиной команды рулевых и стоял на вахте. Виктор Иванович не забывает это и спустя десятилетия.

На флот крепыша из Липецкой глубинки призвали в конце 1950-х годов, он получил направление в Кронштадтский учебный отряд подводного плавания, став курсантом группы рулевых-сигнальщиков, где изучал азы штурманской школы. Затем — Северодвинск, ракетный подводный крейсер К-33, куда набирали экипаж. В 1961 году лодка взяла курс в Заполярье. У руля новейшего подводного корабля стоял матрос Архипов. Так он здесь и служил с 1961 по 1965 год, завершив сверхсрочником в звании мичмана.

Весь ремонт лодки проходил при нём и при его участии. С флотом Виктор Иванович расстался по семейным обстоятельствам, не забывая тех лет, наполненных морской романтикой и опасностями, которые сопровождают службу подводников. Сойдя на берег, устроился работать на «Звёздочку», окончил вечернее отделение городского политеха, трудился на рядовых и инженерных должностях, слыл одним из активнейших общественников цехов 41 и 45, где работал. Имеет ряд наград, связанных с флотом, а также самую почётную награду «Звёздочки» — знак «За заслуги перед предприятием», вручённый ему в позапрошлом году, когда он отмечал своё 80-летие.

И в заключение. Сегодня мне известны фамилии трёх здравствующих членов экипажа АПЛ К-33, работавших на «Звёздочке»: Виктора Архипова, Юрия Ермакова и Александра Максимова. Пожелаем им, говоря флотским языком, как можно дольше держаться на плаву!

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей