Краеведческий музей представил свою коллекцию старинных прялок
31 августа в Северодвинском городском краеведческом музее открылась новая выставка «Архангельские прялки», посвящённая 625-летию села Нёнокса. В экспозиции представлены собранные из богатой музейной коллекции прялки конца XIX — начала XX века с борецкой, шенкурской, пучужской, мезенской и другими видами росписи.
В ходе открытия выставки гостям рассказали не только истории, но и различные поверья, связанные с прялками. Также воспитанницы Театра детской моды Ольги Стахеевой продемонстрировали гостям коллекцию одежды «Мезень», а участницы семейной фольклорно-этнографической студии «Нёнокоцкая ключёвка» поводили хороводы, поиграли и исполнили шуточную плясовую песню «Уж я прялочку взяла». Ну а Елена Викторовна Сынкова, хранительница народных традиций, продемонстрировала всем, как раньше в Нёноксе пряли пряжу.
Обычно прялку девушке дарил жених: делая её сам, он вкладывал в её изготовление всё своё мастерство и надежды. Также с прялками были связаны определённые обряды — например, жених снимал с прялки невесты кудель и сжигал его в знак того, что девичество закончилось. А ещё прялка нуждалась в «защите» — по олонецким поверьям, пряха, оставляя прялку с куделью на ночь, непременно должна была защищать её молитвой. Символические знаки, вырезанные или нарисованные на ней, и были своеобразной молитвой, нанесённой на поверхность предмета.
В этнографическом собрании музея хранятся десятки прялок. Казалось бы, это удивительно для музея молодого индустриального города, но всё гораздо проще — первостроителями города были вчерашние крестьяне, перевёзшие сюда свои семьи и свой нехитрый скарб, в том числе и прялки. Они не лежали без дела, в условиях товарного дефицита женщины сами пряли шерсть, а затем вязали для своей семьи тёплые вещи. В военные годы женские умения прясть оказались просто незаменимы. Когда в городе начался массовый сбор тёплых вещей для фронта, а овечьей шерсти было уже не найти, женщины Молотовска на своих прялках начали вить хлопковую нить из ваты, чтобы затем связать из неё носки и рукавицы для бойцов.
Первые три прялки с мезенской и пермогорской (северодвинской) росписью поступили в собрание музея в начале 1970-х годов. Одна из них миниатюрная, вполне возможно, что это был отцовский подарок двухлетней дочке — об этом говорят две бобочки на головке. Самая богатая на цвета — подарок жениха невесте. Также большой интерес у гостей музея вызвала самопрялка с ножным приводом начала XX века, позволявшая облегчить и ускорить труд пряхи.
Выставка «Архангельские прялки» будет работать в городском музее до 25 сентября. Её можно посетить не только самостоятельно, но и с экскурсоводом — в дни семейного отдыха.
Фото автора