Первый в истории

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/09/foto2-1-7.jpg

Как пароход «Александр Сибиряков» преодолел Северный морской путь за одну навигацию

В 1932 году, 90 лет назад, из Архангельска Северным морским путём на Дальний Восток ушёл ледокольный пароход «Александр Сибиряков», впервые преодолевший этот путь за одну навигацию.

Геннадий Сергеевич Баранов — житель нашего города — был участником знаменитых ледовых плаваний в 1932—1933 годах на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» и пароходе «Челюскин». Именно ему принадлежит грамота, хранящаяся в фондах городского краеведческого музея. Читаем строки: Баранова Геннадия Сергеевича награждают «почётным званием ударника за активность и энтузиазм, проявленные в соцсоревновании на авральных работах во время исторического плавания ледокольного парохода «Сибиряков» (Архангельск — Владивосток)». Подписана грамота 25 сентября 1932 года начальником экспедиции О. Ю. Шмидтом, капитаном парохода В. И. Ворониным. Художником грамоты стал молодой, ещё мало кому известный Фёдор Решетников, который только благодаря своему желанию и неуёмной настойчивости попал в члены экипажа ледокольного парохода.

Так как желающих отправиться в плавание было много, Отто Юльевич Шмидт отбирал тех, с кем плавал уже не первый раз, а члены команды почти полностью были набраны из архангелогородцев. В состав экспедиции попал по набору и Геннадий Сергеевич Баранов, который был направлен на пароход кочегаром II класса. С 1949 года он жил и работал в нашем городе.

К началу 1930-х создание Северного морского пути стало настоятельной потребностью: без этой дороги нельзя было осваивать один из богатейших районов страны. Экспедиция на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» была запланирована в рамках II Международного полярного года. Задача состояла в том, чтобы в одну навигацию, которая составляет на Севере от силы четыре месяца, с июля по октябрь, пройти из Архангельска на Дальний Восток. За время плавания должны были также провести ряд научных исследований, уточнений на картах северных морей.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в свой путь отправился 28 июля от Красной пристани Архангельска. Первая часть пути была достаточно лёгкой, оправдывались ледовые прогнозы научного руководителя экспедиции В. Ю. Визе. В районе архипелага Северная Земля пароход впервые встретился с труднопроходимыми льдами. И оставшаяся часть пути прошла в борьбе с ними: для продвижения ледокольного парохода использовались работа машины, труд людей, обкалывавших лёд с корпуса парохода, взрывчатка.

На последнем отрезке пути на борьбу со льдом пошла не только физическая сила, но и смекалка. В открытом море в ледяной воде была организована работа по замене сломанных лопастей винта парохода, а затем, при безвозвратной утрате винта, на две мачты парохода были установлены самодельные брезентовые паруса, сшитые из угольных брезентов и шлюпочных парусов.

1 октября «Александр Сибиряков» вышел на чистую воду в районе Берингова пролива, где и был взят на буксировку большим рыболовным траулером «Уссуриец». В тот же день советскому правительству была отправлена телеграмма-молния со словами: «Успех достигнут, трудности преодолены благодаря организованности и энтузиазму всего экипажа ледокола и всех научных работников. Свою работу, открытия и исследования новых морских путей считаем частью великого плана социалистического строительства и под этим знаменем преодолели преграды».

В фондах городского краеведческого музея хранятся уникальные экспонаты, рассказывающие об освоении арктических широт. Сотрудники музея подготовили интересную экскурсию по новой выставке «Экспедиция в Арктику», раскрывающую интереснейшие моменты эпохи активного освоения Арктики.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей