Второй заказ — ДЭПЛ «Владикавказ»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/08/Vladikavkaz2-.jpg

В активе «Звёздочки» свыше 20 отремонтированных дизельных подводных лодок, из которых в текущем веке только две — это ДЭПЛ «Калуга» и ДЭПЛ «Владикавказ». О втором заказе этой серии мы сегодня и поведаем. А начнём несколько необычно — с выхода «Владикавказа» на ходовые испытания.

Море встретило штормом

Августовский день 2015 года. На ДЭПЛ «Владикавказ», сдаточном заказе юбилейного года Великой Победы (исполнилось 70 лет), заметное оживление. На лодку цепочкой входят представители сдаточной команды завода и смежников, верхнюю палубу занимает боцманская команда. В эти минуты не по-летнему сумрачного дня моряки в ярких спасательных жилетах напоминали светлячков. С рубки прозвучала команда: «Отдать швартовы!» — и заказ при помощи буксиров «Витязь» и РБ-286 стал медленно отходить от борта ПКДП-8, где был пришвартован.

В 12 часов 10 минут из-под кормовой части субмарины пошли буруны: гребные винты «Владикавказа» после ремонтного перерыва вновь заработали. Лодка уверенно шла по акватории порта. Так было 60 лет назад, когда после текущего ремонта от причала «Звёздочки» уходила в Белое море дизельная подводная лодка С-101 времён Великой Отечественной войны, открывшая эру ремонта подводных лодок на «Звёздочке» В 12.25 Белое море встретило «Владикавказ» трёхбалльной волной и сильнейшим ветром. Волны омывали заказ до самой рубки. Задача экипажа и сдаточной команды — экзаменовка систем и механизмов корабля по прямому назначению. На это было отведено три недели. Кому «Звёздочка» поручила испытание заказа?

Молодёжь доверие оправдала

Старшим на борту в море вышел командир бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок капитан первого ранга Евгений Рыженко, «Звёздочку» представляли ответственный сдатчик Артём Шевцов, сдаточный механик Михаил Зюков, заводские специалисты и рабочие цехов 10, 15, 16 и «Арктики» — из цехов 4 и 5. Примечательный факт: в этот раз на ходовых испытаниях заказа подавляющее большинство составляли молодые корабелы. Были, конечно, и бывалые мореходы. К примеру, сдаточный механик Михаил Зюков (цех 10) имел большой опыт сдачи ДЭПЛ по линии ВТС.

В этот раз Михаил Петрович не только сам вышел в море, но и «прихватил» с собой сына Константина, члена заводской сдаточной команды, впервые оказавшегося на борту подводной лодки во время её испытаний. Компанию Зюкову-младшему составляли его молодые коллеги Евгений Прокшин, в заведовании которого находилась гидравлика, Сергей Еросеев, обслуживавший дизель-генераторы. Впервые вышел на ходовые испытания и механик Виталий Иванов.

Цех 15 командировал в море двух слесарей-монтажников из бригады Ярослава Харченко — опытнейшего Александра Пренина и молодого корабела Андрея Палкина, тоже впервые вышедшего на ходовые испытания. Цех 16 представляли опытнейший вооруженец Владимир Коротков, наладчики Сергей Кашин и Андрей Малетин, слесарь-монтажник Николай Уставщиков, механики Александр Лазарев и Степан Мизюльченко. «Арктика» отправила на ходовые испытания группу специалистов и рабочих, среди которых были Артём Полысаев, Павел Кузнецов, Николай Ермолин, Кирилл Макаров.

Как известно, испытание корабля в море — дело ответственное. Здесь важно всё, в том числе обслуживание экипажа и сдаточной команды. Имею в виду своевременное обеспечение людей здоровой пищей. На сей счёт всем повезло. На лодке были отличные коки-профессионалы, в том числе мичман Николай Полянский, начальник камбуза, старшина первой статьи Алексей Бондаренко, старшина второй статьи Анатолий Первушин. Словом, на ходовые испытания экипаж и сдаточная команда выходили с боевым настроем.

Двадцать погружений в глубины

В субботу, 22 августа, «Владикавказ» зашёл в ворота Беломорской ВМБ, ловко повернувшись левым бортом в сторону «Звёздочки», и вскоре с помощью буксиров «Беломор» и РБ-288 пришвартовался к ПКДП-8. Ровно в 9.00. Подали трап. Старший на борту капитан первого ранга Евгений Рыженко доложил командиру Беломорской ВМБ контр-адмиралу Владимиру Воробьёву о завершении заводских ходовых испытаний. Тут же экипажу по флотской традиции преподнесли жареного поросёнка.

Подведение итогов экзаменовки «Владикавказа» продолжилось на ПКДП-8. Заместитель генерального директора по производству Эдуард Бааль заслушал доклад ответственного сдатчика заказа Артёма Шевцова. Прозвучало, что задача ходовых испытаний по проверке корабельных систем и механизмов по прямому назначению выполнена. Из 165 протоколов закрыли 157. Доработку остальных документов произведут в условиях базы с 23 августа по 1 сентября. К примеру, замечание по системе судовой и рулевой гидравлики — в течение суток.

Ответственный сдатчик Артём Шевцов и сдаточный механик заказа Михаил Зюков положительно отозвались о работе сдаточной команды и экипажа лодки, проводившего до этого ходовые испытания ДЭПЛ «Калуга». Во время экзаменовки «Владикавказа» в море в недрах лодки состоялось посвящение молодых корабелов в подводники. Пополнение насчитало 11 человек, в их числе — слесари-монтажники цеха 10 Евгений Жуковский, Константин Зюков, механик цеха 16 Виталий Иванов, конструктор КО Евгений Тютенник, специалист «Дизель-сервиса» Юрий Орлов. Во время ходовых испытаний «Владикавказ» совершил около 20 погружений в морские глубины.

23 сентября 2015 года состоялась церемония подписания приёмного акта и передачи Военно-морскому флоту после ремонта и модернизации ДЭПЛ «Владикавказ». Предприятие с поставленной задачей справилось успешно, передав обновлённый корабль Северному флоту. На торжествах присутствовали губернатор Архангельской области Игорь Орлов, начальник технического управления ВМФ контр-адмирал Игорь Зварич, заместитель главного конструктора ЦКБ «Рубин» Александр Картава, представитель администрации города Владикавказа Алан Габисов, мэр Северодвинска Михаил Гмырин, председатель городского Совета депутатов Владимир Мелёхин и другие.

Подписание приёмного акта началось необычно — с показа видеофильма о ДЭПЛ «Владикавказ». Каждый участник церемонии мог видеть, как лодка преображалась в ходе ремонта и модернизации. Генеральный директор «Звёздочки» Николай Калистратов, подводя итоги обновления корабля, выразил благодарность всем трудовым коллективам завода и смежникам, давшим второе дыхание субмарине. Приёмный акт подписали Николай Калистратов, председатель приёмной комиссии, командир бригады подводных лодок Северного флота капитан первого ранга Александр Горбунов, врио командира ДЭПЛ «Владикавказ» Роман Варыбок, начальник 7-го отдела Андрей Невенкин и ответственный сдатчик заказа Артём Шевцов. На церемонии большая группа заводчан была поощрена почётными грамотами областного и городского масштабов.

Сентябрьским утром 2015 года ДЭПЛ «Владикавказ» взяла курс в Заполярье. Провожающие пожелали кораблю попутного ветра!

Фото из архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей