Гений или чародей?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/05/25957bb3a30d1c9c05d92fd42b36aa83-.jpg

«Леонардо да Винчи» — книга Уолтера Айзексона о великом итальянском учёном

Проси совета у того,
кто умеет одерживать
победы над самим собою.

Леонардо да Винчи

Великого итальянца Леонардо да Винчи называют гением Возрождения. Он — универсальная личность, воплощение гуманистического идеала всесторонне развитого человека. Леонардо был не только гениальным художником, архитектором и скульптором, но и, обладая глубокими познаниями, сделал большие открытия в области математики, естественных наук и механики. Он обогнал своё время, сконструировав много невероятных механизмов, предвосхитил появление танка, парашюта и летательного аппарата.

Новая книга Уолтера Айзексона написана в жанре биографии. Автор книг о Джобсе и Эйнштейне на этот раз обратился к биографии титана Ренессанса — Леонардо да Винчи. Айзексон прежде всего обращает внимание на редкое сочетание в нём пытливого ума учёного и фантазии художника. Свои познания в анатомии, математике, оптике он применял и изобретая летательные аппараты или катапульты, и рассчитывая перспективу в «Тайной вечере» или наделяя Мону Лизу её загадочной улыбкой. На стыке науки и искусств и рождались шедевры Леонардо. Да Винчи был гением, но это ещё не всё: он был олицетворением всемирного разума, стремившегося постичь весь сотворённый мир и осмыслить место человека в нём.

Предлагаем нашим читателям небольшой эпизод из книги.

А ещё я умею писать картины

Приблизившись к волнующему порогу тридцатилетия, Леонардо да Винчи написал правителю Милана письмо, где обосновывал, почему его стоит взять на службу. Во Флоренции он уже пользовался умеренным успехом как художник, но ему редко удавалось доводить до конца начатые работы, и он стремился к новым горизонтам. В первых десяти абзацах письма он расхваливал свои инженерные знания и навыки: например, умение строить мосты, отводить воду из рвов, отливать пушки, делать крытые и неприступные повозки и возводить общественные здания. И лишь в одиннадцатом абзаце, в самом конце, он приписал, что, ко всему прочему, является художником. «Также буду я исполнять: и в живописи — всё, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто б он ни был».

Он действительно мог это сделать. Ему предстояло написать два самых знаменитых в истории произведения живописи — «Тайную вечерю» и «Мону Лизу». Но сам себя он считал не только художником, но и учёным и инженером. Со страстью, в которой было нечто и от игры, и от наваждения, он окунался в новые для своего времени области — например, в анатомию и палеонтологию, изучал полёт птиц, устройство сердца, оптику, ботанику, геологию, водяные потоки, конструировал летательные аппараты и изобретал новые виды оружия. Так он сделался архетипом человека Возрождения, источником вдохновения для всех, кто тоже считает, что «бесконечные творения природы», по его выражению, переплетены в единое целое, пронизанное чудесными закономерностями.

Эта способность объединять искусство с наукой, особенно ярко проявившаяся в знаменитом изображении идеально сложенного человека с расставленными руками и ногами, вписанного одновременно в круг и в квадрат (так называемого Витрувианского человека), сделала Леонардо самым многогранным творческим гением во всей истории человечества.

Становясь старше, он продолжал заниматься разными науками не только для того, чтобы ставить их на службу своему искусству, но и просто следуя какому-то радостному порыву, который позволял постигать глубокую красоту мироздания. Когда Леонардо искал ответ на вопрос, почему небо видится нам голубым, он делал это не просто, чтобы лучше писать картины. Им двигало чистое любопытство, окрашенное восхитительной одержимостью.

Но даже когда Леонардо предавался отвлечённым размышлениям, его занятия науками не были чем-то отдельным от его творчества. Они пробуждали в нём главную движущую страсть, а именно — желание узнать всё, что только можно узнать о мире, вплоть до места в нём человека. Он преклонялся перед цельностью природы и ощущал гармонию её закономерностей, которые ясно просматриваются и в больших, и в малых её явлениях. В записных книжках он зарисовывал завитки волос, водовороты, воздушные вихри, а рядом набрасывал вычисления, возможно, имевшие отношение к этим и подобным спиралям.

Рассматривая в Виндзорском замке рисунки с изображением потопа, сделанные художником на закате жизни, я спросил хранителя коллекции Мартина Клейтона, к какой области, по его мнению, Леонардо относил эти произведения: к науке или к искусству. И, спросив, я сразу же сам понял, что это глупый вопрос. «Мне кажется, Леонардо не увидел бы разницы», — ответил хранитель.

Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

Свои изобретения Леонардо да Винчи нередко скрывал, а чертежи шифровал, чтобы разобраться в них было невозможно. Однако большую их часть давно уже расшифровали, и оказалось, что он придумал такие вещи, как вертолёт, парашют, велосипед, танк, робота-автоматона, катапульту, прожектор, двухлинзовый телескоп и много чего ещё.

Свои научные и другие записи Леонардо да Винчи тоже шифровал и даже прибегал к тайнописи. Шифр он явно придумал сам, потому что аналогов у него нет, и некоторые его записи не расшифрованы до сих пор, несмотря на все старания исследователей.

Известно, что гениальный учёный от рождения был амбидекстром. Амбидекстры — это люди, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Такой талант можно развить целенаправленно, но это очень сложно.

Никто до сих пор не знает, кто изображён на картине «Мона Лиза», хотя на этот счёт есть разные версии. Одна из них утверждает даже, что это автопортрет самого художника, точнее — его женской ипостаси. Впрочем, это всего лишь одна из теорий.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей