Колёса Победы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/05/unnamed-file-1.jpg

В Северодвинске прошёл парад ретротехники

9 Мая по площади Победы прошла колонна ретротехники, сыгравшей решающую роль в Великой Отечественной войне: бронеавтомобиль БА-64, внедорожник ГАЗ-67, мотоцикл М-72и танк Т-37А.

Единственный в своём роде

БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль, созданный в 1941 году на основе легкового автомобиля ГАЗ-64. При его производстве использовали довоенные разработки полноприводных бронемашин нового класса, а также аналогичную германскую трофейную технику. БА-64 оказался первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, был единственной машиной этого класса, которую приняла на вооружение Советская армия в военные годы. БА-64 произведён в количестве 9069 моделей с апреля 1942-го по начало 1946 года.

Он активно участвовал в боевых действиях с лета 1942 года и до Победы, в основном как машина разведки, но применялся и для огневой поддержки пехоты. После войны БА-64 использовался в качестве учебно-боевой машины. Был снят с вооружения Советской армии в первой половине 1950-х годов. Бронеавтомобиль также поставлялись союзникам СССР. Сражался на стороне КНДР в Корейской войне.

Полный привод на войне

ГАЗ-67 — советский военный полноприводный легковой автомобиль с открытым кузовом, где вместо дверей были вырезы. Стал наследником предыдущей модели — ГАЗ-64. Модель ГАЗ-67Б использовалась в конце Великой Отечественной войны в качестве разведывательного и штабного автомобиля, для перевозки раненых и пехоты, выступал также в роли артиллерийского тягача.

ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были произведены в количестве 4851 единицы. Это гораздо меньше в соотношении с поставками Советскому Союзу по ленд-лизу аналогичных автомобилей Willys MB и Ford GPW, которые составляли основу командирского штабного автопарка.

После войны ГАЗ-67Б использовался в МВД и МГБ, сельском хозяйстве. Он послужил основой для бурильно-крановой гидравлической машины БКГМ-АН и снегоочистителей.

До прекращения производства в 1953 году свет увидели 93 тысячи ГАЗ-67Б. Это позволило импортозаместить американские «Виллисы».

Машины передавались союзникам СССР, участвовали в Корейской войне, гражданской войне в Китае, в войне во Вьетнаме.

Трёхколёсная бронетехника

М-72 — советский тяжёлый серийный мотоцикл, выпускавшийся с 1941 по 1960 год на заводах КМЗ (Киев), «Красный Октябрь» (Ленинград), ГМЗ (Горький), ММЗ (Москва).

Было выпущено более 330 000 единиц, из которых в годы войны — 16 860, в моделях с коляской и без.

М-72 комплектовался ручным пулемётом, поэтому он классифицировался как бронетехника.

Народный танк

Особое место в параде ретротехники занял плавающий танк Т-37А.

По советской классификации он принадлежал к разведывательным танкам.

Создан в 1932 году на базе британского плавающего танка «Виккерс» и опытных советских образцов. Выходил в серийном производстве с 1933 по 1936 год. Затем ему на замену пришёл более совершенный Т-38. За годы Великой Отечественной войны было изготовлено 2566 единиц Т-37А.

Они выполняли задачи разведки и связи, огневой поддержки пехоты и боевого охранения частей на марше. Т-37А участвовал также в войне с Финляндией и начальном периоде Великой Отечественной, но большая часть техники была уничтожена противником. Уцелевшие единицы сражались до 1944 года, применялись в тыловых учебных частях и подразделениях до конца войны.

В 2002 году останки Т-37А нашли поисковики Архангельской региональной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Знамя Севера» в районе озера Большое Лагиярви в Республике Карелия. Этот танк, как и шесть остальных машин, принадлежавших 147-му разведывательному батальону, был уничтожен немцами. Так, например, броню разворотило от взрыва, а одно колесо пробило крупнокалиберным снарядом. Основание и другие уцелевшие части перевезли в Северодвинск, чтобы реконструировать.

В этом помогали гранты, выигранные проектом «Оружие Великой Победы» в рамках областного конкурса проектов патриотической направленности при поддержке губернатора Архангельской области в 2020 и 2021 годах.

Но главные помощники — неравнодушные северодвинцы, жертовавшие свои средства на восстановление танка, прямо как во времена Великой Отечественной. Поэтому этот танк можно по праву назвать народным.

На Т-37А установлен двигатель от ГАЗ-21 «Волга». Часть элементов была изготовлена по заказу в Санкт-Петербурге, другая — командой из четырёх человек во главе с Владиславом Замараевым, руководителем АРОО «ВПК «Знамя Севера».

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей