Тяжёлая доля

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/1557464s-960-.jpg

Рассказ о блокаднице, члене ветеранской организации депутатского округа № 19 Тамаре Макаровне Моисеенко

Тяжёлая доля выпала на судьбу Тамары Макаровны, как и всех детей блокадного Ленинграда. Подробности событий, происходивших тогда на берегах Невы, известны не только из учебников истории, но и по рассказам детей блокадного Ленинграда.

По генеральному плану рейха три миллиона ленинградцев должны были быть уничтожены. Был чёткий приказ: стереть Ленинград с лица земли. Город был взят в кольцо: с юга — немцы, с севера — финские войска. Территории вокруг Ленинграда были заминированы, чтобы никто из города не вышел.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Но тогда ещё никто не знал, что жителям Ленинграда уготована долгая дорога к другой жизни в 872 дня. Тамаре Макаровне было около двух с половиной лет, когда началась блокада. Отец Александр в первые дни войны ушёл на фронт, он был лётчиком. Тамара осталась с мамой Марией и няней Верой. Мама работала врачом.

8 сентября 1941 года начался первый авианалёт, неба Ленинграда не было видно из-за самолётов. Шесть тысяч бомб сбросили немцы на город. Первые бомбы, упавшие на Ленинград, уничтожили жизненно важные объекты: вокзал, водонапорные станции, продуктовые склады. В магазинах стало пусто. Ввели продуктовые карточки. Наступил голод. Это и входило в планы фашистов: уморить голодом, разбомбить. Голод притупил все чувства, затуманил мозги. Люди перестали быть похожими на людей — это были тени. Зимой 1941-го к голоду добавился леденящий холод.

Ленинград постоянно бомбили. Во время одной из таких бомбёжек погибла мама Тамары Макаровны. Девочка осиротела, няня Вера отдала её в детский приют. Детская логика перестала воспринимать, почему стало холодно, почему в кухне всегда было много вкусного, а теперь ничего нет.

В блокадном Ленинграде Тамара Макаровна прожила до зимы 1943 года, ей было уже около пяти лет. Маленьким ребёнком она испытала все ужасы блокады — голод, холод, бомбёжки, потерю близких…

Единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный Ленинград со страной, была Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру. Она сыграла исключительно важную роль в спасении города и прорыве блокады. По Дороге жизни доставляли продовольствие, боеприпасы, эвакуировали население Ленинграда. Немцы бомбили Ладожское озеро, не всем суждено было спастись.

Зимой 1943 года маленькую Тамару вместе с другими детьми в промёрзшем кузове полуторки перевезли по Дороге жизни. Тамара Макаровна вспоминает: «Сначала привезли в город Всеволожск, где пересадили в железнодорожные вагоны и везли до Череповца». Волею судьбы дети блокадного Ленинграда оказались вдали от родного города и остались живы, но не все.

Из рассказа Тамары Макаровны: «Из Череповца детей повезли также в железнодорожных вагонах на Кубань. Ехали очень медленно — дорога заняла месяц. Много детей умерло по дороге. Их снимали с поезда».

Дети блокадного Ленинграда были очень ослабленны и больны. Но маленькая Тамара выжила. Конечным пунктом их пути была станция Гулькевичи на Кубани. Тогда к трагедии ленинградцев подключились все жители СССР, они брали детей блокадников в свои семьи. Пятилетнюю сироту приютила женщина по имени Наташа. Когда она у малышки спросила, как её зовут, то услышала в ответ: «Тамуся». «Ну, значит, Тамара, — решила тётя Наташа. — А фамилию будешь носить нашу — Борзенко, а отчество — Макаровна».

Так Тамара Макаровна обрела новую семью. Возможно, это и спасло ей жизнь. Она была очень похожа на еврейку: черные волосы, тёмные глаза. И немцы, которые появились в станице через 2—3 недели, могли расстрелять ребёнка. Остальных детей, которых не взяли в семьи, поместили в детский приют станицы Казанской, которая находилась в 20 километрах от Гулькевичей. Когда туда пришли немцы, они сказали, что кормить детей не будут. Всех еврейских детей расстреляли. Остальные разбежались. Кто знает, как сложились их судьбы…

В доме, где жила новая семья Тамары Макаровны, на постой определились два немца — Курт и Ганс. Девочка очень их боялась, думала, расстреляют. «Но не расстреляли, а, наоборот, подкармливали», — вспоминает блокадница.

В семье Борзенко Тамара Макаровна пошла в 1-й класс. А летом 1946 года предложила своим новым родителям сдать её в детский дом, так как она не их дочь. Сложно кого-то судить и понять причины их поступков, но Тамара Макаровна вновь оказалась в детском доме — в станице Казанской. Там она окончила семь классов. «Пришлось нелегко», — с горечью в голосе говорит Тамара Макаровна. Нужно было учиться дальше, получить специальность. Мечтала быть врачом, как мама. Но директор детского дома не разрешил поступать на врача, потому что в месте, где находилось учебное заведение, не было условий для проживания.

В 15 лет Тамара Макаровна поступила в сельскохозяйственное училище в городе Ейске и получила специальность, как она говорит, «растения сажать». В 22 года окончила училище в городе Краснодаре и получила специальность продавца промышленных и продовольственных товаров. А затем окончила техникум по этой же специальности.

Тамара Макаровна вспоминает, что очень трудно пришлось в жизни: где бы ни жила — не давали своего жилья. И лишь приехав в Северодвинск в 1969 году, по истечении двух лет она получила отдельную квартиру, сначала на Яграх, а затем на улице Ломоносова.

Тамаре Макаровне очень нравится Северодвинск, ведь он напоминает ей о родном Ленинграде.

Председатель ветеранской организации депутатского округа № 19 С. Н. Капшина

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей