«ЭкоИнтегратор» ждут с ответами

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/2-1-10.jpg

Вопросы, требующие немедленного решения

В прошлом номере «Северный рабочий» сообщал о проблемах, на которые обратило внимание бизнес-сообщество Северодвинска в связи с реализующейся мусорной реформой. 7 апреля тема получила продолжение: на семинаре, прошедшем по инициативе отдела экологии и природопользования городской администрации, обсудили вопросы, касающиеся новых нормативов, вывоза мусора и оплаты услуг.

Семинар, прошедший в малом зале северодвинского Центра культуры и общественных мероприятий, собрал представителей северодвинских организаций и учреждений. Участники рассмотрели изменения нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, обсудили новые требования к организации природоохранной деятельности на предприятиях.

Так, участникам пояснили, что без письменных обращений к региональному оператору и министерству природных ресурсов и ЛПК Архангельской области вопросы по практике оборота ТКО решить будет сложнее. Ссылаться при составлении обращений рекомендовали на Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области от 29 октября 2019 года.

— Используя в качестве аргумента это соглашение, — отметил докладчик семинара начальник отдела научной разработки экологических проектов и программ Экологического консалтингового центра Сергей Кравец, — легче побудить к действию региональное министерство. Далее, если поставленный правомерный вопрос решён не будет, необходимо обращаться в природоохранную или областную прокуратуру.

Также было отмечено, что срок ответа на поступившие от организаций обращения и у регионального оператора, и у министерства природных ресурсов — 30 дней. Обращение СНТ (там нормативы на вывоз ТКО тоже выросли) в прокуратуру будет рассмотрено быстрее, если оно коллективное.

Откуда берутся цифры нормативов?

Как прозвучало на семинаре, в учреждениях не понимают, как складывались новые нормативы накопления ТКО. К примеру, в одной из образовательных организаций Северодвинска разобраться с нововведениями не могут с декабря прошлого года, поэтому договор с регоператором ещё не подписан. При этом в ответах «ЭкоИнтегратора» написано: нормативы определены опытным путём, замеряли, сколько школа вывозит мусора за промежуток времени. Соответствует ли это действительности — остаётся вопросом.

В итоге с этой организации собираются взимать плату за вывоз десяти(!) мусорных контейнеров (скорее всего, посчитав не по фактическому объёму мусора и наполняемости контейнеров, а по количеству учеников в школе), тогда как по факту учреждение продолжает использовать только четыре мусорных бака — и это соответствует объёму мусора, который вывозит школа. Выходит, платить предлагают вместе с этими четырьмя ещё и «за воздух» в шести несуществующих контейнерах, а это уже будет нецелевое расходование государственных средств бюджетным учреждением с вытекающими последствиями.

В ответ Сергей Кравец согласился, что такая проблема несоответствия сегодня актуальна для бюджетников, а также сообщил, что по документам процедура следующая:

— Определяются объекты контроля: жилые дома, образовательные учреждения, аптеки и объекты в разных категориях. И каждый сезон по каждому объекту в течение недели проводятся замеры объёмов, массы и морфологического состава отходов. И здесь возникает проблема: как проконтролировать, сделаны эти замеры или нет?

Организации и предприятия для проверки таких замеров заказывали научно-исследовательскую работу по точным данным, включая фотофиксацию. Но итоги по таким проверкам с выяснением того, когда и сколько мусора было вывезено, как это посчитано, кто подписал и проверил эти работы, никто не делает.

Поэтому, пояснил Сергей Владимирович, необходимо обращаться в министерство природных ресурсов, просить разъяснения:

— За счёт обращений можно помочь министерству принять решения. Потому что если из массы предприятий и организаций региона замечания пришлёт только малая часть, то в правительстве сделают вывод, что вопросов нет и всех всё устраивает.

И прокуратура не заставит министерство действовать, пока не будет обращений «снизу», свидетельствующих, что деньги из бюджета вытягиваются искусственно, тогда как сбор и вывоз отходов ещё требуется доказать.

Как напомнил аудитории в конце семинара Сергей Кравец, именно субъект должен создать такие условия, чтобы населению было комфортно, учитывая благосостояние граждан, их платёжеспособность, и чтобы у предприятий не забирать деньги, а дать им возможность комфортно работать и развиваться. Иначе предприятия свои затраты введут в стоимость услуг, а это понизит их конкурентоспособность.

Решить злободневные вопросы

Двух часов, отведённых на обсуждение заявленных тем, оказалось недостаточно, и спикеров «пытали» по окончании встречи, разбираясь во многих конкретных ситуациях.

По мнению начальника отдела экологии и природопользования администрации Северодвинска Лилии Элимелах, проблема серьёзная: региональный оператор вдруг направил в учреждения и на предприятия договоры с такими нормативами, которых не ожидали:

— Даже учреждения социальной сферы: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования — получили эти новые нормативы. И если в прежние годы оплата начислялась по фактическому накоплению мусора, то сейчас это высчитывается по количеству учащихся. На практике в разы вырос уровень платы за вывоз ТКО. Так что тема злободневная, и на этом семинаре мы попытались найти методы решения этой проблемы. Думаю, будем и дальше работать в данном направлении.

На вопрос, как будет продолжаться работа, Лилия Борисовна ответила, что возникла идея встретиться на нашей площадке с региональным оператором, задать вопросы, чтобы наладить процесс взаимодействия.

— К сожалению, пока разговор уходит в отписки с той стороны. А на встрече захотят присутствовать те, кого собрал наш семинар, представители бизнеса и градообразующих предприятий Северодвинска.

Тема соотносится с охраной окружающей среды по природоохранному законодательству. Система обращения собственно с отходами — это полномочия комитета ЖКХ. Но недопущение загрязнения почвы, воздуха и воды в связи со сбором, вывозом и утилизацией отходов — это обязанность отдела экологии. Накопление мусора, к примеру, это уже нарушение санитарно-эпидемиологических норм, — отметила Лилия Элимелах.

Важен правильный подход

Сергей Кравец в развёрнутом комментарии для «Северного рабочего» по окончании семинара пояснил, что сейчас идёт реформирование законодательства, появляются новые документы, которые определяют уровень жизни граждан, их финансовые затраты, как и затраты предприятий в Архангельской области.

— В связи с новыми нормативами накопления возросло количество обращений, пока — только от предприятий, их платежи выросли в пять-шесть раз. Это коснулось бюджетных организаций, соответствующее финансирование не заложено, они не понимают, откуда взялись такие нормативы, как были определены и почему их утвердили в такой форме. Главный вопрос — где взять финансы на покрытие платы региональному оператору? — сказал Сергей Кравец.

На вопрос, что делать организациям, Сергей Владимирович пояснил, что нормативы накопления приняты в соответствии с рядом документов, которые разработало правительство Архангельской области. Организациям нужно запросить у правительства эти документы, посмотреть, правильно ли по категории объекта определены нормативы. Если цифры нормативов вызывают сомнения — направить предложения, возражения и замечания в правительство региона, чтобы откорректировали норматив, или в надзорные органы, чтобы нормативы отвечали уровню образования отходов на предприятиях и в организациях. По факту образуется один объём отходов, а с предприятия требуют в шесть раз больше. Так получается «воздух» вместо отходов, и для бюджетных организаций такие действия становятся нецелевым использованием средств.

Сергей Кравец рассказывает, что таких встреч проходит немного, там, где администрация муниципалитета, как в Северодвинске, заинтересована донести изменения в природоохранном законодательстве до местных предприятий и организаций, чтобы дать им возможность задать вопросы, услышать об изменениях и далее вести свою деятельность, не нарушая законодательства. Администрация информирует население в рамках полномочий и выстраивает взаимодействие с организациями.

В ходе обсуждения было отмечено, что много времени уходит на оборот документов между потребителями, властью и региональным оператором.

— Это можно оптимизировать, если проблему услышат в органах исполнительной власти, просчитают издержки предприятий на эти повышенные нормативы и, не дожидаясь вала обращений, сами проверят нормативы. Если это была неточность — надо исправить, если всё правильно — нужно чётко пояснить свою позицию, — считает Сергей Владимирович.

Отметим, что Архангельская область вошла в число трёх пилотных регионов в реализации реформы по обращению с ТКО в стране. Поспособствует ли это быстрому решению вопросов на местах?

— Это может способствовать, но здесь самое главное — правильный подход. Иначе действия не приведут к желаемому результату. Жители, к примеру, иногда готовы платить за вывоз мусора немного больше, в разумных пределах, но им нужно видеть при этом порядок вокруг дома, чтобы качество жизни росло, — разъяснил Сергей Кравец.

По его мнению, идея на сегодня представленна некорректно. Разработанный документ требует актуализации и более детальной проработки. Предусмотренные реформой мероприятия должны быть положены на экономическое обоснование, иначе нельзя будет понять эффективность мероприятий, которые заведены в данный документ.

Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото Константина МЕРКУРЬЕВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей