Вопросы, требующие немедленного решения
В прошлом номере «Северный рабочий» сообщал о проблемах, на которые обратило внимание бизнес-сообщество Северодвинска в связи с реализующейся мусорной реформой. 7 апреля тема получила продолжение: на семинаре, прошедшем по инициативе отдела экологии и природопользования городской администрации, обсудили вопросы, касающиеся новых нормативов, вывоза мусора и оплаты услуг.
Семинар, прошедший в малом зале северодвинского Центра культуры и общественных мероприятий, собрал представителей северодвинских организаций и учреждений. Участники рассмотрели изменения нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, обсудили новые требования к организации природоохранной деятельности на предприятиях.
Так, участникам пояснили, что без письменных обращений к региональному оператору и министерству природных ресурсов и ЛПК Архангельской области вопросы по практике оборота ТКО решить будет сложнее. Ссылаться при составлении обращений рекомендовали на Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области от 29 октября 2019 года.
— Используя в качестве аргумента это соглашение, — отметил докладчик семинара начальник отдела научной разработки экологических проектов и программ Экологического консалтингового центра Сергей Кравец, — легче побудить к действию региональное министерство. Далее, если поставленный правомерный вопрос решён не будет, необходимо обращаться в природоохранную или областную прокуратуру.
Также было отмечено, что срок ответа на поступившие от организаций обращения и у регионального оператора, и у министерства природных ресурсов — 30 дней. Обращение СНТ (там нормативы на вывоз ТКО тоже выросли) в прокуратуру будет рассмотрено быстрее, если оно коллективное.
Откуда берутся цифры нормативов?
Как прозвучало на семинаре, в учреждениях не понимают, как складывались новые нормативы накопления ТКО. К примеру, в одной из образовательных организаций Северодвинска разобраться с нововведениями не могут с декабря прошлого года, поэтому договор с регоператором ещё не подписан. При этом в ответах «ЭкоИнтегратора» написано: нормативы определены опытным путём, замеряли, сколько школа вывозит мусора за промежуток времени. Соответствует ли это действительности — остаётся вопросом.
В итоге с этой организации собираются взимать плату за вывоз десяти(!) мусорных контейнеров (скорее всего, посчитав не по фактическому объёму мусора и наполняемости контейнеров, а по количеству учеников в школе), тогда как по факту учреждение продолжает использовать только четыре мусорных бака — и это соответствует объёму мусора, который вывозит школа. Выходит, платить предлагают вместе с этими четырьмя ещё и «за воздух» в шести несуществующих контейнерах, а это уже будет нецелевое расходование государственных средств бюджетным учреждением с вытекающими последствиями.
В ответ Сергей Кравец согласился, что такая проблема несоответствия сегодня актуальна для бюджетников, а также сообщил, что по документам процедура следующая:
— Определяются объекты контроля: жилые дома, образовательные учреждения, аптеки и объекты в разных категориях. И каждый сезон по каждому объекту в течение недели проводятся замеры объёмов, массы и морфологического состава отходов. И здесь возникает проблема: как проконтролировать, сделаны эти замеры или нет?
Организации и предприятия для проверки таких замеров заказывали научно-исследовательскую работу по точным данным, включая фотофиксацию. Но итоги по таким проверкам с выяснением того, когда и сколько мусора было вывезено, как это посчитано, кто подписал и проверил эти работы, никто не делает.
Поэтому, пояснил Сергей Владимирович, необходимо обращаться в министерство природных ресурсов, просить разъяснения:
— За счёт обращений можно помочь министерству принять решения. Потому что если из массы предприятий и организаций региона замечания пришлёт только малая часть, то в правительстве сделают вывод, что вопросов нет и всех всё устраивает.
И прокуратура не заставит министерство действовать, пока не будет обращений «снизу», свидетельствующих, что деньги из бюджета вытягиваются искусственно, тогда как сбор и вывоз отходов ещё требуется доказать.
Как напомнил аудитории в конце семинара Сергей Кравец, именно субъект должен создать такие условия, чтобы населению было комфортно, учитывая благосостояние граждан, их платёжеспособность, и чтобы у предприятий не забирать деньги, а дать им возможность комфортно работать и развиваться. Иначе предприятия свои затраты введут в стоимость услуг, а это понизит их конкурентоспособность.
Решить злободневные вопросы
Двух часов, отведённых на обсуждение заявленных тем, оказалось недостаточно, и спикеров «пытали» по окончании встречи, разбираясь во многих конкретных ситуациях.
По мнению начальника отдела экологии и природопользования администрации Северодвинска Лилии Элимелах, проблема серьёзная: региональный оператор вдруг направил в учреждения и на предприятия договоры с такими нормативами, которых не ожидали:
— Даже учреждения социальной сферы: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования — получили эти новые нормативы. И если в прежние годы оплата начислялась по фактическому накоплению мусора, то сейчас это высчитывается по количеству учащихся. На практике в разы вырос уровень платы за вывоз ТКО. Так что тема злободневная, и на этом семинаре мы попытались найти методы решения этой проблемы. Думаю, будем и дальше работать в данном направлении.
На вопрос, как будет продолжаться работа, Лилия Борисовна ответила, что возникла идея встретиться на нашей площадке с региональным оператором, задать вопросы, чтобы наладить процесс взаимодействия.
— К сожалению, пока разговор уходит в отписки с той стороны. А на встрече захотят присутствовать те, кого собрал наш семинар, представители бизнеса и градообразующих предприятий Северодвинска.
Тема соотносится с охраной окружающей среды по природоохранному законодательству. Система обращения собственно с отходами — это полномочия комитета ЖКХ. Но недопущение загрязнения почвы, воздуха и воды в связи со сбором, вывозом и утилизацией отходов — это обязанность отдела экологии. Накопление мусора, к примеру, это уже нарушение санитарно-эпидемиологических норм, — отметила Лилия Элимелах.
Важен правильный подход
Сергей Кравец в развёрнутом комментарии для «Северного рабочего» по окончании семинара пояснил, что сейчас идёт реформирование законодательства, появляются новые документы, которые определяют уровень жизни граждан, их финансовые затраты, как и затраты предприятий в Архангельской области.
— В связи с новыми нормативами накопления возросло количество обращений, пока — только от предприятий, их платежи выросли в пять-шесть раз. Это коснулось бюджетных организаций, соответствующее финансирование не заложено, они не понимают, откуда взялись такие нормативы, как были определены и почему их утвердили в такой форме. Главный вопрос — где взять финансы на покрытие платы региональному оператору? — сказал Сергей Кравец.
На вопрос, что делать организациям, Сергей Владимирович пояснил, что нормативы накопления приняты в соответствии с рядом документов, которые разработало правительство Архангельской области. Организациям нужно запросить у правительства эти документы, посмотреть, правильно ли по категории объекта определены нормативы. Если цифры нормативов вызывают сомнения — направить предложения, возражения и замечания в правительство региона, чтобы откорректировали норматив, или в надзорные органы, чтобы нормативы отвечали уровню образования отходов на предприятиях и в организациях. По факту образуется один объём отходов, а с предприятия требуют в шесть раз больше. Так получается «воздух» вместо отходов, и для бюджетных организаций такие действия становятся нецелевым использованием средств.
Сергей Кравец рассказывает, что таких встреч проходит немного, там, где администрация муниципалитета, как в Северодвинске, заинтересована донести изменения в природоохранном законодательстве до местных предприятий и организаций, чтобы дать им возможность задать вопросы, услышать об изменениях и далее вести свою деятельность, не нарушая законодательства. Администрация информирует население в рамках полномочий и выстраивает взаимодействие с организациями.
В ходе обсуждения было отмечено, что много времени уходит на оборот документов между потребителями, властью и региональным оператором.
— Это можно оптимизировать, если проблему услышат в органах исполнительной власти, просчитают издержки предприятий на эти повышенные нормативы и, не дожидаясь вала обращений, сами проверят нормативы. Если это была неточность — надо исправить, если всё правильно — нужно чётко пояснить свою позицию, — считает Сергей Владимирович.
Отметим, что Архангельская область вошла в число трёх пилотных регионов в реализации реформы по обращению с ТКО в стране. Поспособствует ли это быстрому решению вопросов на местах?
— Это может способствовать, но здесь самое главное — правильный подход. Иначе действия не приведут к желаемому результату. Жители, к примеру, иногда готовы платить за вывоз мусора немного больше, в разумных пределах, но им нужно видеть при этом порядок вокруг дома, чтобы качество жизни росло, — разъяснил Сергей Кравец.
По его мнению, идея на сегодня представленна некорректно. Разработанный документ требует актуализации и более детальной проработки. Предусмотренные реформой мероприятия должны быть положены на экономическое обоснование, иначе нельзя будет понять эффективность мероприятий, которые заведены в данный документ.
Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото Константина МЕРКУРЬЕВА