Первая ладья Северодвинска

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/01/foto4-.jpg

В городе корабелов строят реплику традиционного деревянного судна

Проект «Поморская лодья» продолжают реализовывать северодвинцы — участники Архангельской региональной молодёжной общественной организации «Северный клуб исторического фехтования», сокращённо «СКИФ». Временно, на первом этапе строительства, корабль разместился в подсобном помещении северодвинской школы № 29, где «Северному рабочему» рассказали о проекте и своей работе в нём руководитель клуба «СКИФ» Роман Богданов и его единомышленник Дмитрий Варавин.

В качестве справки

В июле 2021 года в Северодвинске были утверждены итоги конкурса целевых социальных проектов «Общественная инициатива», который проводился среди социально ориентированных некоммерческих организаций города. Общая сумма поддержки из местного бюджета составила 2 миллиона 329 тысяч рублей. Из 26 заявленных проектов тогда было решено финансово поддержать 22, в том числе и «Поморскую лодью», на строительство которой выделили 110 тысяч рублей.

Как гласит проект «Поморская лодья», его цель — сохранить историко-культурное наследие русских землепроходцев в области освоения Арктики. Авторы проекта хотят напомнить молодёжи о поморской мореходной культуре и истории России. Основная идея — строительство раннесредневекового аутентичного судна — ладьи — среднего славянского и русского парусно-вёсельного морского и речного корабля, предназначенного для гражданских и военных целей.

В процессе постройки участники проекта изучают теорию и практику деревянного судостроения, знакомятся с документами, историческими источниками. В проекте задействована молодёжь Северодвинска, в том числе ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

«На фоне стальных кораблей»

Северодвинск порой немного напоминает «город в коробке»: несмотря на окружающие его многочисленные объекты и территории древней и древнейшей истории, город стоит особняком, сам по себе, в новейшей истории, не связанный прямо с местными традициями и промыслами. Тем интереснее становится, когда местные жители находят и восстанавливают эти связи и традиции на радость себе и всем горожанам.

Деревянное судостроение — в том числе. Что-то не припоминается, чтобы в Северодвинске организации или отдельные энтузиасты строили большой карбас или среднюю ладью, традиционные суда. Это парадоксально, учитывая близкое соседство Архангельска с его верфями и огромной островной частью, где реки были дорогами, а также тот факт, что северодвинское урочище Параниха не так уж и давно было своеобразной «ремонтной базой» для местных деревянных судов. К тому же в нашем городе трудились и трудятся ближайшие потомки жителей северных деревень, где до сих пор могут знать, как шить карбас. Наконец, в городе есть свой яхт-клуб, то есть часть горожан имеет непосредственное отношение к строительству и ремонту не только больших подводных кораблей, но и небольших надводных. Но, повторюсь, традиционное аутентичное деревянное судостроение до сих пор как-то обходило наш город стороной. Тем значительнее выглядит нынешняя инициатива клуба «СКИФ».

— Роман, Дмитрий, как появилась идея построить деревянный корабль?

— Изначально была группа людей, которые загорелись такой идеей — самим построить деревянное судно: коч, карбас или ладью. Подумали: если Северодвинск — город корабелов, то почему бы здесь не реализовать задуманное? Произошло это после поездок несколько лет назад в Карелию и на Соловецкие острова, где строят и ремонтируют копии и реплики древних судов. В частности, в Водлозерском национальном парке Михаил Наймарк занимается таким деревянным судостроением.

На том этапе идея выглядела интересно и просто, но, как только мы взялись за шитьё большого карбаса, к собственному удивлению увидели, что в Архангельской области нет леса. К примеру, для того чтобы сделать кораблю нормальную матицу (на европейский манер — киль), единственную ёлку, которую нашли на делянке, пришлось бы везти из Плесецка. И она бы обошлась нам в 200 тысяч рублей вместе с перевозкой.

В качестве справки: Михаил Наймарк первый, кому удалось реконструировать поморскую лодку-шняку, общую для традиционного прибрежного мореходства на севере России и в соседней Норвегии. На своём небольшом судне Наймарк в 2008 году дошёл из Карелии, с Водлозера, до Соловков.

Корабль построить — дело дорогое

Довольно скоро инициаторам проекта стало понятно, что сшить карбас в условиях города — удовольствие хлопотное и дорогое. Как пояснил Роман Богданов, первый практический опыт заставил энтузиастов перестроиться и взяться за строительство лодьи.

— Это правильнее назвать репликой небольшого старинного корабля, — говорит он. — По обводам — нечто среднее между скандинавским драккаром и славянской ладьёй. Борта будут шиты медными заклёпками, все современные элементы скрыты, чтобы с расстояния в пять шагов лодку нельзя было отличить от древнего судна. А в технологии используем лучшее из исторического и современного опыта.

Лес нам найти, оформить и купить непросто, мы ведь приобретаем его как организация, а тут целая процедура со строгой отчётностью. Поэтому очень хорошо, что удалось получить поддержку благодаря участию в городских конкурсах на выделение субсидий. Помимо администрации в лице управления общественных связей и молодёжной политики огромное спасибо за поддержку и отдельным людям, которые сами горят идеей построить для Северодвинска традиционное деревянное судно и помогают в этом нам.

По подсчётам Романа, доли финансирования проекта в 2021 году были такими: 60% обеспечивал город, остальное участники восполняли собственными личными вкладами. И они честно признаются: в условиях, когда стоимость деревянных и металлических материалов, необходимых для строительства, за год взлетела в четыре раза, личные запасы оказались полностью исчерпаны. Поэтому организаторы проекта «Поморская лодья» будут благодарны за поддержку возможным благотворителям или меценатам среди частных лиц либо организаций любого уровня. Требуются средства на приобретение строевой древесины, нужны качественные топоры и рубанки.

— Мы также благодарны за понимание и содействие руководству 29-й школы Северодвинска, в одном из помещений которой сейчас и ведём строительство ладьи. Надеемся в этом году довести работы до того состояния корабля, когда его можно будет перевезти и достроить уже в более подходящих для этого «холодных» условиях, то есть на уличной площадке. Традиционно деревянные корабли ведь на улице делались, не в помещении, чтобы используемое дерево от тепла и сопутствующей сухости воздуха не пересыхало, что может привести к растрескиванию и поломкам деталей судна.

На сегодня фаза активного строительства длится чуть больше года. Заняли время юридическая работа, теоретическая подготовка, поиск помещения. Надеемся закрыть основной объём к октябрю этого года, — отмечают авторы проекта.

Требуется древесина

Как пояснили Роман и Дмитрий, сроки строительства корабля растянулись в минувшем году из-за нехватки нужной древесины. А годится здесь еловая доска — она более гибкая, легче принимает нужную в обводах корабельного корпуса форму, не трескается.

— Строевого леса не было у нас до октября, — поясняет Роман. — Но мы не сидели сложа руки: килем занимались, штевни ставили, приобрели станок, сделали большой верстак, инструмент собрали. Были бы шире доски для обшивки бортов — работа наша шла бы быстрее. Коллега в Карелии строит из доски шириной 300 миллиметров, и у него восемь набоев — уже получается борт, а у нас будет в два раза больше набоев, потому что доски удаётся найти не такие широкие.

Руководитель местной пилорамы, который нам помогает, делает это с душой, сам что-то постоянно предлагает. Например, они транспортируют древесину для нас безвозмездно, оплачиваются только доски. 15 января, кстати, ожидается очередная поставка древесины. С того же дня рассчитываем вновь привлечь к работе ребят.

— Роман, на каких условиях к вам может прийти молодёжь, чтобы принять участие в проекте?

— Может прийти любой желающий. Мы не собираемся, конечно, каждый день: работаем по мере поступления древесины. Мы с Дмитрием сами трудимся на Яграх, на «Звёздочке», и пока едешь после рабочей смены сюда, на другой конец города, на вторую работу, получается долго. Так что чаще собираемся по выходным дням. Тут стоит сказать отдельное спасибо за понимание нашим семьям, откуда мы в последнее время «пропадаем» для строительства этого корабля.

Дмитрия Варавина строители ладьи негласно избрали её капитаном, а на нынешнем этапе — главным строителем. В его ведении — подбор инструментов и соблюдение всех норм при проведении работ.

— Дмитрий, вы, наверное, знаете, что ваш труд здесь начался примерно в одно время с сооружением в Архангельске шхуны и поморского коча. Вы общаетесь с теми мастерами?

— Мы решили остаться самодостаточными и крутыми настолько, чтобы самим построить небольшой «домик на воде». Планы-то такие у нас появились ещё в 2013 году, когда мы с друзьями побывали на Соловках у Михаила Наймарка, починили его первую шняку и на ней прошли вокруг Соловецкого архипелага.

На шняке набор досок на борта делается не при помощи гвоздей, борта там нашиваются с помощью вицы. Это супер-аутентично, настоящая живая история. И, кстати, таких мастеров, которые умеют шить борта лодок вицей, к счастью, появляется всё больше и больше. Думали реализовать такое на нашем корабле, но шитьё вицей очень сложно сделать в условиях города. Хотя на следующем нашем корабле, а он обязательно будет, точно перейдём в высшую лигу традиционного деревянного кораблестроения, сшивая борта вицей.

Что же касается общения с единомышленниками — ездим для этого в Карелию, связываемся с друзьями благодаря Интернету — сейчас там можно найти много нужной информации.

В каждом промысле — свои тонкости и герои

Как пояснили мастера, в идеале традиционный северный корабль строится на открытом воздухе, а ещё лучше — прямо на лесной делянке, где будет разрешено брать нужный для корабля лес. Из современных технологий используют герметик при сооружении нижней части корпуса, дабы избежать возможной сильной течи в днище.

— Это наше первое детище, а мы хотим продолжить карьеру мореходов и судостроителей, потому хотелось бы не утонуть в первых походах (смеются). Так что строим, немного отклонившись от традиционных канонов, но всё же делаем реплику старинной ладьи, — говорят авторы проекта. — По всей России такие суда строят уже довольно давно, началось это 15—20 лет назад. В Ельце, например, есть ребята, которые построили уже несколько лодок. А москвичи заказывают лодки нашему другу в Карелии Павлу Долгих. Павел — вообще супергерой, у него пять детей, он служит полицейским в глухой карельской деревне и корабли свои строит по ночам. Вот у него получается сооружать деревянные лодки в нужных для этого условиях: на улице, допустим, под минус 50 градусов, в его ангаре — минус 30, и он там делает тепловую выгородку для себя, чтобы на время погреться, а потом опять идёт строить судно. Такой по размерам корабль, как наш, он в одиночку строит за год. Представляете?! Обводы для нашей лодки мы взяли у него, а он сейчас строит уменьшенную копию такого, с более плавными контурами, в июле мы собираемся уже пойти на том корабле в большой поход, тем самым испытать его новую лодку.

— По средневековым меркам какое ваше судно?

— Среднее, вместимостью 20 человек, с пятью гребцами по каждому борту. Проект есть, но потом уже по месту будем смотреть, сколько банок для гребцов будем ставить.

А по части походов — отправляемся не только ради интереса, но и для приобретения опыта. Ведь такой корабль мало построить — на нём надо уметь ходить, уметь им управлять. Вроде бы просто: небольшое деревянное судно, но нюансов намного больше, чем мы думали. Правильно парус поставить, правильно сделать обвязку, правильно якориться, изучать мели. Ведь наше Белое море очень опасно как раз отмелями и непредсказуемыми течениями. Когда обошли на парусно-вёсельной лодке вокруг Соловков, во всём этом сами убедились.

Как поясняют мастера, северодвинский корабль не будет музейным экспонатом. На нём участники проекта «Поморская лодья» планируют ходить на фестивали реконструкторов, а также путешествовать по местным рекам и озёрам.

— Мы делаем эту ладью и для себя, и для города. Думаем базироваться где-то в районе яхт-клуба на Яграх, чтобы в погожие летние деньки быть доступными по мере возможности для всех желающих. При этом не планируем делать «Поморскую лодью» коммерческим проектом. Очень хотим уже достроить и пойти на ней в море.

— Судно такого типа не нуждается в каких-то специальных условиях хранения? Не нужны будут ангар, навес?

— Это обычная лодка, только большая. С должным уходом любое деревянное судно сохраняется хорошо. Конечно, надо будет чистить, сушить, смолить в должное время, делать всё, что требуется, в начале и в конце навигации. Думаем, это будет самое весёлое, самое хорошее время, даже лучше, чем наши походы.

— Дмитрий, что порадовало, что огорчило вас в процессе этого труда?

— Мы получили и получаем огромный практический опыт путём решения огромного количества задач. С виду всё кажется очень простым: доска к доске — вот и лодка. На деле — сложнее. Посидим-поплачем, подумаем, соберёмся, порой и поругаемся, ещё раз придём и всё равно сделаем то, что задумали. Тут нужно большое терпение, чтобы делать, делать и делать.

Например, мы не знали, как склеить киль. Хотя я сам родом из деревни в Вельском районе и дед у меня плотник. В итоге набрали «пакет», склеили его по совету карельских мастеров качественной эпоксидкой, которая подходит для морских условий. Решили не экономить и не делать абы как, поскольку на киль в этом судне приходится большая нагрузка.

Огорчает, что в нашем лесном крае нет леса, всё у лесодобытчиков идёт на экспорт. Так что сейчас ждём леса. Придут доски — начнём ломить.

Кстати, молодёжь, которая желает и может принимать участие в нашем проекте, очень помогает. В состав принимаем всех желающих — идейных, заинтересованных. Более подробную и оперативную информацию о нашей деятельности можно получить в нашей группе vk.com/armoo_skif в социальной сети «ВКонтакте».

Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей