Атомоход, рождённый в декабре

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/12/03-Kuleshov-Oleg-.jpg

У подводного крейсера «Смоленск» две юбилейные даты

В уходящем году экипаж атомного подводного ракетного крейсера К-410 «Смоленск» проекта 949А вспоминал две юбилейные даты. Первая — 9 декабря 1986 года: 35 лет назад он был заложен. Вторая — 14 марта 1991 года: тридцать лет назад ракетоносец включили в состав Северного флота. Полистаем страницы морской биографии этого атомного подводного корабля третьего поколения.

Пять раз «Отличный корабль»

Построил К-410 Севмаш (ответственный сдатчик — В. А. Прокофьев, сдаточный механик — Л. Н. Молочников). Принимал атомоход Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Сорокин. Уводил корабль в Заполярье капитан первого ранга И. Н. Козлов, впоследствии контр- адмирал, Герой России.

В начале января 1987 года «Смоленск» выполнил боевую задачу по ракетной стрельбе с отработкой нового тактического приёма. В начале июля того же года подводный крейсер в Норвежском море выполнил глубоководное погружение на рабочую глубину. С первых лет своей боевой службы «Смоленск» проявил себя одним из лучших кораблей Военно-морского флота. Тому веское подтверждение: в 1991, 1992 и 1993 годах — редкий случай в подводных силах России — АПРК добивался звания «Отличный корабль». А в 1992 году «Смоленск» был объявлен лучшим на Северном флоте по электромеханической подготовке.

Кто служил на флоте, тот знает, что всё это достается нелегко. Напомним, наименование «Смоленск» подводному крейсеру было присвоено в апреле 1993 года приказом главкома ВМФ В. И. Куроедова. В июле 1995-го на корабле впервые побывала делегация из города Смоленска. Настоятель храма Святых Петра и Павла отец Владимир освятил корабль. С 1996 года на нём стали служить сыны Смоленской земли. Год спустя был подписан договор об установлении шефских связей между экипажем корабля и администрацией Смоленска. 9 мая 2006 года экипаж подводного крейсера Северного флота во главе с командиром капитаном первого ранга А. В. Миловановым принял участие в военном параде, посвящённом 61-й годовщине Великой Победы, который состоялся в городе-герое Смоленске. Какой восторг был у жителей этого прославленного города, когда в колонне демонстрантов чеканили шаг подводники-североморцы!

Август 2000 года. В тяжелые дни трагедии на атомном подводном крейсере «Курск» офицеры «Смоленска», исполненные желанием спасти своих флотских товарищей, участвовали в погружениях поисковых аппаратов. На это был готов весь экипаж К-410. В дальнейшем активе «Смоленска» — боевые службы в Южной Атлантике, приз главкома ВМФ в 2004—2005 годах по ракетной стрельбе, в 1995 и 1998 годах «Смоленск» снова добился звания «Отличный корабль». Были и другие достижения.

Для ремонта — на «Звёздочку»

Отслужив более десяти лет, вдоволь нанырявшись в морские и океанские глубины, АПРК «Смоленск» пришёл на северодвинскую «Звёздочку» для ремонта. В последней декаде 2011 года подводный крейсер пришвартовался к заводскому причалу глубоководной набережной. Привёл его капитан первого ранга Б. В. Морозов, встречала «Смоленск» группа заводских специалистов во главе с первым заместителем генерального директора предприятия Э. Г. Баалем. И работы начались. Ответственным сдатчиком заказа назначили В. Р. Шитухина (ныне — директор СРЗ «Нерпа», заполярного филиала «Звёздочки»), сдаточным механиком — А. В. Копытова. Курировал возвращение ракетоносца в строй главный строитель кораблей, начальник 5-го отдела Л. Д. Абрамов. В конце ноября «Смоленск» завели в док-камеру. На заказе начались операции по восстановлению корпуса и забортной аппаратуры. Впереди предстояли другие ответственные работы — перегрузка активной зоны энергетической установки лодки, восстановление систем и механизмов, требующих обновления. В начале августа 2012 года после завершения доково-стапельного этапа ремонта «Смоленск» вывели на чистую воду.

Именно в этот период руководитель отдела Архангельской епархии по взаимодействию с Вооружёнными силами иерей Валерий Суворов встретился с экипажем К-410. В благословление священник вручил экипажу иконы покровителя воинов Архангела Михаила, Спасителя и Пресвятой Богородицы, а также молитвословы. На заказе все силы заводчан, контрагентов и смежников были направлены на восстановление технической готовности систем корабля с их последующими испытаниями. За девять месяцев, что лодка находилась на стапеле док-камеры, был выполнен весь комплекс доковых, корпусных и других операций, предусмотренных контрактом.

В декабре 2012 года на заказе была успешно завершена операция № 1. В следующем году — комплексные швартовные испытания главной энергетической установки. Ремонту «Смоленска» пристальное внимание уделял информвестник «Трудовая вахта», в котором регулярно сообщалось о ходе работ, о том, кто задаёт тон в закрытии построечных документов. Назывались фамилии токаря цеха 8 Д. В. Кульминского, трубогибщиков цеха 9 А. В. Бовина и В. А. Ижмякова, слесарей-монтажников цеха 15 В. Ю. Виноградова и Н. В. Фёдорова, электромонтажника СПО «Арктика» М. М. Михайлова и других. Упоминались и целые коллективы. К примеру, цех 8, как говорится, с колёс проводил дефектацию и ремонт аппаратуры; цех 15 снова проявил высокое мастерство в доковых работах; СВОП своевременно и качественно отремонтировал «подводные паруса» ракетоносца — гребные винты. Ответственный сдатчик В. Р. Шитухин прилюдно давал хорошую оценку организации производства на заказе старшим строителям М. И. Пожинскому, Д. М. Колодкину, Д. А. Швецу, Д. В. Корбу, А. В. Шемендюку, начальнику участка цеха 15 В. М. Григоровичу, инженеру-механику П. Б. Галычину. Интересный момент: их сыновья — сдаточные механики М. В. Григорович и П. Б Галычин — принимали участие в ходовых испытаниях «Смоленска». Отцы, сами не раз выходившие в море, в это время находились на берегу и были уверены, что их сыновья успешно справятся с поставленными задачами. Так и было. Их имена потом попали в книгу «Смоленск». Атомный подводный крейсер третьего поколения», выпущенную на «Звёздочке» (один из авторов этой книги — Анатолий Попов. — Прим. ред.).

Под звуки «Прощания славянки»

Наступило 26 декабря 2013 года. Стрелки часов показывали 8.25. И вдруг над «Звёздочкой» и заливом громко зазвучал марш «Прощание славянки». На причале глубоководной набережной, на палубах плав КДП, у борта которого был пришвартован «Смоленск», многие десятки людей ожидали его отхода. И вот волнительный момент наступил. Подав мощный гудок сирены, корабль стал медленно отходить от плав КДП. Ровно в 8.30 за его кормой вспенились волны. Курс «Смоленска» — Заполярье. На «Звёздочке» он пробыл с 2011 по 2013 год.

Задачу по ремонту и восстановлению технической готовности с продлением межремонтных сроков К-410 вместе с ягринской верфью выполняли десятки других предприятий и проектных институтов, в том числе НИПТБ «Онега», ЦКБ МТ «Рубин», ОКБМ имени И. И. Африкантова», ЗАО «Биус», СПО «Арктика». Обновлённый на «Звёздочке» ракетный крейсер «Смоленск» вернулся в родную базу 30 декабря 2013 года (везёт же ему с этим месяцем!). Подводный корабль продолжает свою службу. В 2019 году «Смоленск» принимал участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Это видели по центральному телевидению тысячи наших горожан. Пожелаем экипажу подводного ракетоносца, родившемуся в декабре, успешной службы!

Фото Олега КУЛЕШОВА и Александра МЕРКУШЕВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей