АПЛ К-11: чемпион по боевым службам

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/12/03-1-1.jpg

Судьбы кораблей

Как известно, создание первой атомной подводной лодки проекта 627 было национальной задачей и находилось под постоянным контролем Правительства СССР и ЦК КПСС. Опытовым кораблём этого проекта стала АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», которая сегодня находится в Кронштадте и переоборудуется в музей. За ней пошли лодки проекта 627А, их было построено 12 единиц. Строил Севмаш. Восемь подводников, чьи судьбы были связаны с этими кораблями, были удостоены звания Героя Советского Союза, один посмертно — это командир АПЛ К-8 В. Б. Бессонов. Из 12 упомянутых лодок восемь проходили ремонт на «Звёздочке», об одной из них, АПЛ К-11, мы и расскажем, поскольку для этого есть уважительная причина: 30 декабря 1961 года, 60 лет назад, был подписан приёмный акт о передаче лодки ВМФ СССР.

Заложили лодку в конце октября 1960 года (ответственный сдатчик — С. П. Нетук, сдаточный механик — В. А. Ефремов), спустили на воду — в сентябре 1961-го. В марте 1962 года включили в состав Северного флота. Уводил корабль в Заполярье капитан второго ранга Ю. Н. Калашников, ставший впоследствии контр-адмиралом. О том, какова была дальнейшая судьба этой лодки, газете «Северный рабочий» рассказал ныне здравствующий северодвинец Владимир Степанович Елистратов, прослуживший на ней восемь лет от матроса до мичмана и показавший нам книгу «10 лет службы на атомоходе», автор которой — второй командир К-11 В. В. Смарагдов, тоже ставший контр-адмиралом.

Старшина реакторного отсека

Владимира Елистратова призвали на флот в 1960 году. Крепкого, здорового парня направили в северодвинский учебный отряд подплава. Окончив учебку, с корочками трюмного машиниста он был определён на новую атомную подводную лодку К-11, которую готовили к переходу в Западную Лицу. Это происходило в начале 1962 года. Служба шла своим чередом. Экипаж осваивал свои заведования. Матросу Елистратову было предложено переучиться на спецтрюмного.

Уже находясь в Заполярье, К-11 готовилась к выходу в море на 10 суток для отработки действий экипажа. Но он задержался, потому как на лодке произошло ЧП: в пятом энергетическом отсеке в вспомогательном насосе ГЭУ матрос Елистратов обнаружил течь. Выход в море был отложен, и только после замены насоса на новый К-11 вышла в море. Так наш герой получил первое морское крещение.

После отработки задач по организации службы лодка стала чаще выходить в море на экзаменовку последующих курсовых задач, которые позволяли экипажу плавать самостоятельно. В 1962 году К-11 в Баренцевом море дважды встречалась с иностранными субмаринами, в том же году она приняла участие в крупных оперативно-тактических учениях «Нептун-2», проходивших под руководством министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. На них АПЛ К-11 был отведён район для ведения учебных боевых действий в ближайшей зоне, а затем её направили в Атлантический океан. Экипаж корабля со всеми поставленными задачами справился успешно, грамотно в походе показала себя и команда спецтрюмных Владимира Елистратова, что было отмечено командиром корабля.

На первый ремонт — в надводном положении

Частые выходы в море и Атлантику дали о себе знать. В октябре 1963 года АПЛ К-11 взяла курс в Северодвинск для аварийно-восстановительного ремонта на «Звёздочке». Шла в надводном положении. Предстоял большой фронт работ, в том числе по замене паропроизводительной установки (ППУ). Летом 1964 года лодку поставили в наливной бассейн цеха 50 Севмаша для выполнения доковых операций. После докования заказ перевели к глубоководной набережной завода. Там заканчивали операции под закрытие построечных документов, проводили швартовные, испытания систем и механизмов. Затем лодку снова вернули на «Звёздочку». В феврале 1965 года в реакторном отсеке во время перегрузки активной зоны реактора, которую выполняли силы технической базы Северного флота, вспыхнул пожар. С большими трудностями и риском для жизни огонь был потушен экипажем и с помощью пожарной службы ВПЧ-3, обслуживающей «Звёздочку». И опять здесь команда спецтрюмных Владимира Елистратова вместе с другими членами экипажа показала своё умение бороться с огнём. Окончательный ремонт заказа завершился только в 1968 году.

Большой вклад в возвращение лодки ко второй жизни внесли бывший офицер-подводник, ответственный сдатчик заказа В. В. Семёнов — будущий секретарь парткома предприятия, сдаточный механик А. П. Гончар, строитель второго отдела Ю. К. Иванов, ставший впоследствии директором НИПТБ «Онега», механик СК-8 В. Г. Нилкин, назначенный потом начальником цеха 16.

Настоящий трудовой героизм при ремонте АПЛ К-11 проявили слесари-монтажники цеха 15 Д. Г. Коробов, В. П. Шпынов, П. Е. Кочетов, Р. А. Сынков, их коллеги из цеха 1 И. Н. Соловьёв, А. П. Братчиков, П. М. Горбань, А. В. Иванисов и другие. После ремонта К-11 снова ушла в Заполярье — в Гремиху. Впоследствии практически все они были удостоены государственных наград и продолжали работать на других АПЛ и первом в мире атомном ледоколе «Ленин», проходившем во второй половине 1960-х годов капитальный ремонт на «Звёздочке».

Автономка на 100 суток

У лодки опять началась активная морская жизнь. В первой автономке К-11 находилась 60 суток, ныряя в глубины Средиземного моря. В конце 1969 года К-11 по спецзаданию главкома ВМФ снова оказалась в водах Средиземноморья. Автономный поход длился 100 суток. За это время на лодке произошло три непредвиденных случая, которые могли отрицательно повлиять на движение корабля. Благодаря мастерству и силам экипажа все они были устранены, лодка возвратилась на базу с успешно выполненным заданием.

Теперь кораблю понадобился средний ремонт с модернизацией. Естественно, лодку направили на «Звёздочку». В 1971 году К-11 пришвартовалась к заводскому причалу. По принятым предприятием обязательствам её решено было вернуть флоту в 1974-м, когда завод собирался отмечать 20-ю годовщину своей производственной деятельности. Ответственным сдатчиком заказа назначили В. А. Голланда, сдаточным механиком — А. А. Неведеева. Работы начались без промедления. Завод с поставленными задачами справился успешно, АПЛ К-11 снова вернулась на Северный флот, и только в 1990-м её исключили из состава ВМФ.

В активе подводной долгожительницы 14 автономных походов на боевые службы — это рекорд среди АПЛ проекта 627А, чем до сих пор гордится бывший член её экипажа Владимир Елистратов, сошедший на берег окончательно в звании мичмана. Но с флотом он не расстался. После увольнения в запас поступил работать на Севмаш слесарем-монтажником, достиг пятого разряда, был бригадиром, строя подводные лодки. На заслуженный отдых он уходил с многочисленными благодарственными записями в трудовой книжке, со званием ветерана Севмаша, а также ветерана подразделения особого риска. Из беседы с Владимиром Степановичем я узнал, что в Северодвинске сегодня здравствуют ещё два члена экипажа АПЛ К-11 — В. П. Медведев и А. П. Попов. Здесь мне так и хочется воскликнуть: «Ветераны, держитесь дольше на плаву!»

И в заключение. Об этой лодке на «Звёздочке» не забыли. В музее оформлен фотостенд, посвящённый заводчанам, давшим ей третью жизнь, под ним красуется модель К-11. На предприятии седьмой десяток лет существует железное правило отремонтированные и построенные корабли не забывать. И оно беспрекословно выполняется.

Фото из архива автора и Олега КУЛЕШОВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей