Однако яхта взяла курс на Монако

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/1-1-16.jpg

В текущем году в музее «Звёздочки» не раз вспоминали заказы — надводные корабли, подводные лодки, суда гражданского назначения, — которые предприятие ремонтировало или строило десятилетия назад. Повод — круглые даты их сдачи. Так, прошли ремонт сторожевик СКР-71 (60 лет назад), атомная подводная лодка К-172 проекта 675 (50 лет назад); построены морозильный рыболовный траулер «Архангельск» (20 лет назад) и моторная трансатлантическая мегаяхта GAJA (15 лет назад). О последней мы сегодня и расскажем подробнее, поскольку до этого ни на одной верфи в России подобных судов не закладывали, то есть «Звёздочка» стала пионером строительства, пусть и единственной, трансатлантической мегаяхты. А начиналось всё так.

«Хотча» доверила «Звёздочке»

В начале текущего века эксперты мирового судостроения наблюдали стремительный рост объёмов заказов на большие яхты со стороны богатых клиентов, в том числе и российских. Это быстро уловило ЗАО «Судоверфь «Хотча», которое занималось строительством моторных яхт длиной до 150 метров. Кто занимается судостроением, тот знает — это солидные размеры. И что интересно, в 2003 году именно «Хотча» набралась смелости и представила свои проекты на яхт-шоу в Монако. И ведь не прогадала, получив наивысшую оценку зарубежных коллег, определяющих мировую моду в яхтинге. У руководства верфи возник вопрос: кому доверить строительство будущего судна? Остановились на северодвинской «Звёздочке», известной ремонтом атомных подводных лодок, первого в мире атомного ледокола «Ленин», а впоследствии строительством надводных кораблей и рыболовных траулеров.

К разработке проекта HS35 будущей мегаяхты подключились как конструкторы «Хотчи», так и немецкие специалисты из дизайн-бюро. Сам корпус судна для достижения мореходных качеств прошел модельные испытания в ЦНИИ имени Крылова. Строительство яхты началось на «Звёздочке» в 2004 году. По истечении более пятнадцати лет, наверное, можно сказать: шло оно под большим секретом. Неразглашение информации до момента спуска судна на воду было оговорено в контракте с заказчиком.

Действовали согласованно

Не будем вдаваться в подробности строительства яхты, осветим лишь некоторые эпизоды из воспоминаний руководителя проекта от «Звёздочки» Евгения Розанова (отдел гражданского судостроения).

По его словам, всё начиналось с детальной разработки идеи, рабочих чертежей, составления графика постройки, закупки материалов в основном для изготовления корпуса и надстройки. Оборудование, в том числе главные двигатели и дизель-генераторы, арматуру, отдельные материалы поставлял заказчик. Формирование корпуса яхты начиналось в цехе 7. Состоял он из носовой и кормовой частей. После изготовления их переводили во вторую очередь цеха 15 для сборки корпуса на стапеле. Главная сложность этой ответственной операции состояла в том, чтобы состыковать стальные конструкции корпуса с алюминиевыми. Подобного на «Звёздочке» не делалось, впрочем, как и на многих других предприятиях Судпрома, но на ягринской верфи были умельцы, которые могли выполнять сварочные операции с космическим материалом — алюминием. Для этого использовали современные конструкционные материалы и самые передовые технологии.

Положительную роль в продвижении строительства яхты сыграл действующий протокол распределения работ, согласно которому каждый занимался своим делом. По предложению руководства «Хотчи» часть работ по отдельным системам и монтажу механизмов была передана специалистам заказчика. Подразделения «Звёздочки», в том числе цеха 7, 9, 10, 15, КО и ОГТ, выполняли формирование корпуса, изготавливали палубы и надстройки, производили монтаж фундаментов оборудования, обвязку проводов и т. д. Во многих операциях заводчане проявляли умение и смекалку, нестандартно решая конкретные задачи, чем не раз удивляли работающих рядом с ними иностранных специалистов. Но и зарубежные коллеги не оставались в долгу, вызывая восхищение у наших корабелов, к примеру, во время проведения отделочных и покрасочных операций в судовых помещениях. Все работы предъявлялись ОТК, представителю заказчика и «Бюро Веритас».

Здравствуй, океанская красавица!

И вот настал ответственный момент. 29 июня 2006 года на «Звёздочке» состоялась торжественная церемония вывода из эллинга цеха 15 моторной трансатлантической мегаяхты. Это было впечатляющее зрелище! Как только корпус океанской красавицы показался в створках ворот, раздался шквал аплодисментов заводчан и многочисленных гостей, приглашённых на мероприятие. Люди с восторгом смотрели на это чудо морской техники XXI века, сработанной корабелами «Звёздочки», на её изящные формы надстроек, сверкающих белизной. Дизайн яхты был высоко оценен специалистами квалификационного общества «Бюро Веритас» и Агентства по мореходству и береговой охране Великобритании.

После разбития бутылки шампанского о борт судна начались выступления. Выступающих было много — от «Звёздочки», заказчика, областной администрации. Прозвучало, что «Звёздочка» продемонстрировала высочайший класс яхтенного строительства, что подтвердил в своём выступлении помощник вице-президента Российской академии наук Владимир Павленко, эмоционально сказавший, что строительство таких яхт, как GAJA, по сложности приравнивается к строительству космических кораблей.

В конце июля у причала мелководной набережной цеха 22 с борта яхты прозвучала команда «Отдать швартовы» — и судно вышло на ходовые испытания в Белое море. На его борту находились генеральный директор ЗАО «Судоверфь «Хотча» Пётр Солдаткин, несколько специалистов «Звёздочки». Вёл яхту капитан цеха 22 Владимир Фадеев. По всей длине причала выстроились заводчане, приветливо размахивая руками вслед уходящей GAJA, а стоявшие в порту корабли дружно приветствовали её мощными гудками.

В программу ходовых испытаний входила проверка работы главных двигателей во всех режимах, общесудовых систем, циркуляции судна, скорости. Говорят, яхта при циркуляции на беломорской волне выделывала такие выкрутасы, что у членов сдаточной команды дух захватывало. Вся программа ходовых испытаний была успешно выполнена.

В октябре 2006 года яхта покидала акваторию «Звёздочки». Мне посчастливилось быть там в момент её отхода от причала. Кто-то из заводских, провожающих судно, громко воскликнул: «Вот повезло кому-то из российских богатеев!» Однако он ошибся, мегаяхта взяла курс на Монако. К сожалению, с тех пор я про неё ничего не знал. До прошлой недели. И как обрадовался, заглянув в Интернет: оказывается, наша GAJA уверенно путешествует по морям и океанам, а в тот момент находилась в турецких водах. От имени корабелов Звёздочки» я, как и пятнадцать лет назад, пожелал ей попутного ветра!

Фото из архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей