«Мы разные, но мы вместе»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/10/PjfiBow34rc-.jpg

Школа № 21 отметила 25-летие с начала обучения слабослышащих детей

Безусловная родительская любовь, вера в детей и вера в педагогов — благодаря этим убеждениям и началась инклюзивная история 21-й школы. 25 лет назад, когда в семье рождался слабослышащий или глухой ребёнок, у семьи был один путь — интернат. Родители отрывали от сердца своих детей, увозили за сотни километров, чтобы у тех было образование, которое могли дать только специалисты, работающие с глухими. Всё изменилось в 1996 году. Группа инициативных родителей твёрдо решила — их дети с проблемами слуха должны учиться в общеобразовательной школе. Дома.

Вторая мама

С директором 21-й школы Натальей Викторовной Кульшиной заходим в 3 «Г» класс, где учатся дети с проблемами слуха. Раздаётся звонок на перемену.

— А я думал, это директор на кнопочку нажимает! — удивился один из учеников.

— Вот, не зря зашли, теперь ты знаешь, что это не так, — смеясь, отвечает директор.

Небольшой, но такой уютный кабинет. На полу ковёр, на окнах занавески. И парты. Они расположены не как в обычном классе, а полукругом. Закончился урок математики, и третьеклашки стали собираться на следующий урок — музыки. «Музыки?» — с недоумением подумала я. И тут вокруг меня стали собираться дети с желанием дать интервью.

— Больше всего мне нравится музыка! — стесняясь, рассказывает Вероника.

— Девочка ходит в музыкальную школу, играет на специальном синтезаторе, — помогает классная руководительница Татьяна Васильевна Мишкова. — А Гриша любит читать и учить стихи, любит выступать на сцене.

— Мне очень нравится учиться, я люблю своих друзей и Татьяну Васильевну. Она добрая, замечательная, интересно обо всём рассказывает. Она нам как вторая мама, — делится Вероника.

Всего в классе 10 человек, почти все со слуховыми аппаратами. И никакого жестового языка. Здесь это не приветствуется. Но об этом позже. Ребята убежали на музыку. И мы со второй мамой Татьяной Мишковой расположились для беседы.

Татьяна Васильевна одна из первых педагогов, кто начинал учить слабослышащих детей в Северодвинске. Спустя несколько лет после окончания педагогического училища Татьяна Мишкова встретила на улице свою одногруппницу. Девушка рассказала, что у неё родилась глухая дочь. Спустя несколько лет мама особенного ребёнка разыскала Татьяну Васильевну и предложила работать с детьми, имеющими проблемы со слухом. Тогда Татьяна Мишкова, уже работая учителем, вновь стала студентом — по специальности «сурдопедагогика».

— Это был абсолютно новый опыт. Начинала работать и одновременно училась. Часто забывала, что они не слышат. Я к ним относилась как к обычным детям. Может быть, это и сыграло роль в их успешной социализации. За эти 25 лет я на собственном опыте видела, как происходил технический прогресс, как менялась медтехника — с аналоговых аппаратов до современных имплантов. И как этот прогресс повлиял на возможность слухового восприятия, развития речи детей и их социализацию. Сейчас современные дети — все с имплантами, поэтому они уже ориентируются только на свой слух. Но всё равно есть некоторые особенности в образовательном процессе. Например, нельзя поворачиваться к ним спиной и при этом говорить. Также не нужно подходить со спины, они могут испугаться.

Что касается обучения, у нас есть принцип многократного повторения материала и ещё межпредметное обучение — на любом уроке мы можем вспомнить материал другого предмета. Это всё так органично переплетается, дети не замечают, что идёт материал с математики, например, или с русского. Кстати, они усваивают программу в такие же сроки, как и другие дети.

25 лет я уже преподаю. Разные чувства переполняют. Такая радость, что наши дети успешны, что они жили в благополучной семье, что сейчас они уже создают свои семьи. Все самодостаточные, уверенные, полезные обществу, хорошие! Ученики, которыми мы действительно гордимся. И моя маленькая частичка в этом есть. Низкий поклон и большое спасибо родителям за доверие, которое они нам оказали, приведя своих детишек тогда, 25 лет назад, нам, ещё неопытным учителям. Вот такое безграничное доверие со стороны родителей — это очень многое для нас значит, — со слезами на глазах делится Татьяна Васильевна.

Родители

Но началось всё не с 21-й школы, а раньше, когда в 1991 году в семье слесаря-монтажника Севмаша Сергея Зверева родился сын.

— Когда Владику было два месяца, он очень тяжело переболел менингитом. Как следствие, произошли осложнения — полная глухота. Как общаться с таким ребёнком, как его воспитывать? Тогда было очень тяжело, возникало много вопросов к этому миру. В то время для таких детей путь был лишь один — интернат для глухонемых, — рассказывает основатель общества инвалидов с потерей слуха Сергей Зверев.

Пообщавшись с медицинскими специалистами, Сергей Николаевич был уверен — таких детей можно научить говорить. Нашлись и единомышленники, другие семьи, которые не желали отдавать своих детей в интернаты. Объединившись, северодвинцы учредили городскую ассоциацию родителей детей с нарушением слуха. Следующим этапом стало открытие двух специализированных групп в детском комбинате «Снежинка».

— Обучить персонал, приобрести необходимое оборудование помогли связи с норвежским центром реабилитации глухих. Так пошло тесное взаимодействие родителей, медиков и педагогов. После уже встал вопрос обучения наших детей в школе, — рассказывает Сергей Зверев.

Затем Сергей Николаевич обратился к своему классному руководителю Вере Владимировне Мирановской, которая на тот момент руководила 21-й школой. Родители были услышаны, и в 1996 году на базе школы открылся специальный коррекционный класс для слабослышащих и глухих детей.

Школа для всех

— И вот началось обучение таких детей в нашей школе. Педагоги стали ездить на обучение в Санкт-Петербург к Эмилии Ивановне Леонгард. Это учёный, сурдопедагог, которая научила говорить тысячи глухих и слабослышащих детей. И она была против жестового языка. Если у ребёнка есть остаточный слух, то надо его использовать, ребёнок должен считывать по губам, должен прислушиваться. Мы брали этот метод за основу, — рассказывает директор 21-й школы Наталья Кульшина.

Открыв специализированный класс, в школе открыли и ставки учителей-дефектологов, учителя-логопеда, педагога-психолога. И на сегодняшний день в штате школы — три дефектолога, один логопед, два психолога и социальный педагог.

— Но тогда это был серьёзный вызов для школы. Мы должны были дать детям качественное образование, невзирая на их ограничения. Сейчас все говорят об инклюзии. Тогда мы это называли интеграцией детей слабослышащих в общество слышащих. В разные годы школа не набирала полные классы слабослышащих детей, и они попадали в массовые классы. Так, у нас один выпускник, который имел проблемы со слухом, учился в общем классе и окончил школу с золотой медалью, — говорит Наталья Кульшина.

На основе идей адаптивной школы 21-я стала открытой для всех — в широком смысле этого слова. Имея опыт обучения слабослышащих детей, школа выросла в другом — теперь здесь учатся дети с особыми образовательными потребностями, куда включаются в том числе и особенности здоровья.

— У нас сегодня есть слабослышащие в классе только для слабослышащих детей, есть такие дети и в массовых классах. Есть ребята с тяжёлыми нарушениями речи, есть дети слабовидящие, есть девочка-колясочница, есть дети с нарушениями двигательной системы. Есть дети-мигранты из ближнего и дальнего зарубежья. Есть ребёнок из Сан-Франциско, из Италии. Это всё особые образовательные потребности. Но эту среду было очень сложно создавать. И среда не создаётся приказом директора, среда создаётся временем. Сейчас у нас учатся 812 детей, из них 30 — с ограничениями здоровья. Но мы не превращаемся в коррекционную школу, мы остаёмся массовой школой, — продолжает Наталья Викторовна. — И надо сказать, что эти дети не становятся белыми воронами. Я считаю, то, что мы делали все эти 25 лет, надо в первую очередь не детям с ограниченными возможностями, это, скорее, нужно обычным детям. Для воспитания, понимания, что все люди разные, но мы вместе и должны быть на равных в этом обществе. Это самое главное.

Спасибо за труд!

На празднике в честь юбилейной даты труд педагогов школы № 21 был отмечен наградами различного уровня. Светлана Маневская вручила почётные грамоты губернатора Архангельской области учителям начальных классов Ольге Маташиной и Татьяне Мишковой.

Благодарность губернатора Архангельской области получили учитель биологии Ольга Кускова, заместитель директора по учебной работе Ирина Лебедева и учитель русского языка и литературы Марина Леванидова.

Благодарностями министерства образования Архангельской области награждены учитель технологии Марина Кулева, учителя-дефектологи Карина Маевская, Анна Малкова и Ксения Суровцева, учитель физической культуры Снежана Попова.

Ирина Сахарова вручила почётные грамоты администрации Северодвинска учителю ИЗО и черчения Ольге Благовещенской, учителю математики Светлане Бубновой, учителям иностранного языка Татьяне Истоминой и Екатерине Рожковой, педагогу-психологу Людмиле Казниной, учителю русского языка и литературы Наталье Спировой, учителю музыки Оксане Худяковой, учителю физической культуры Ирине Черепановой.

Почётных грамот управления образования администрации Северодвинска удостоены учителя иностранного языка Ирина Голубцова, Екатерина Денисова и Наталия Фомина, учитель истории и обществознания Ольга Котлова, воспитатели Анастасия Кузнецова и Алина Орлова, педагог-организатор Юлия Неманова, учитель дефектолог Ксения Паникарова, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Юрий Трапезников, педагог дополнительного образования Сергей Тулько, педагог-психолог Евгения Ушпалевич, учитель географии Виктория Цивилева.

— Всё началось с того, что группа взрослых людей взяла ответственность на себя. Они твёрдо решили помочь особенным детям не потеряться в нашем мире, быть наравне с другими людьми. В далёкие девяностые они начали делать то, что мы сейчас называем доступной средой и инклюзивным образованием. И посмотрите, какой результат! Дети с ОВЗ успешно участвуют в общешкольных мероприятиях, конкурсах, играх, в программах различного уровня, занимают призовые места. Они успешно сдают выпускные экзамены, поступают в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования города, региона, страны. Благодарю администрацию школы и педагогический коллектив за огромную и важную работу, которую вы ведёте. Низкий поклон родителям за их самоотверженность и самоотдачу, — отметила на торжественном концерте Ирина Сахарова.

Марина ХОХЛОВА
Фото автора и из личного архива Сергея ЗВЕРЕВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей