Морской инженер
В отсеках атомной подводной лодки множество разнообразного оборудования, комплексов, систем. Причём вся эта техника должна быть эргономично размещена, доступна для управления и ремонта. При строительстве заказов этими вопросами занимаются инженеры-конструкторы ПКБ «Севмаш», хозяева помещений. Среди них — Василий Савушкин, обладатель звания «Лучший молодой специалист Севмаша».
В городе корабелов многие старшеклассники хотят стать морскими инженерами. И Василий Савушкин в своё время учился в техникуме, после службы в армии поступил в Севмашвтуз, обучался по системе «завод — втуз», одновременно работал слесарем-монтажником в цехе 55 на участке № 4 в бригаде, занимающейся судовыми системами вентиляции и кондиционирования воздуха. Участвовал в строительстве атомной подводной лодки «Владимир Мономах». После окончания института с красным дипломом его пригласили в ПКБ «Севмаш» в отдел № 13, который занимается компоновкой помещений. Предложили работать на заказах серии «Борей» в должности хозяина помещений. Согласился, хорошо понимая, что это большая ответственность.
Василия определили в реакторный отсек строящегося тогда «Князя Владимира». Именно здесь молодой инженер-конструктор досконально, как говорится, до винтика изучил материальную часть.
Василий Савушкин рассказывает:
— Основные задачи хозяина помещений — размещение оборудования в отсеке, конструкторский контроль, работа с документацией, решение в рамках своего заведования вопросов между подразделениями Севмаша, заказчиком и проектантом. Я постоянно взаимодействую со специалистами цехов 9, 40, эллинга-2 ССП, строителями управления подводного кораблестроения, СПО «Арктика», ЦКБ «Рубин». Здесь главное — уметь договариваться. Это одно из главных профессиональных качеств хозяина помещений. На корабле делаем общее дело. В технических или организационных вопросах, какими бы сложными и спорными они ни были, находим точки соприкосновения. Особое внимание — проектанту. В вопросах рационального, эргономичного размещения оборудования, обеспечения зон ремонтопригодности необходимо доказать представителям «Рубина» свою позицию, объяснить целесообразность внесения корректировок в конструкторскую документацию. Это бывает непросто: обоснование должно быть убедительным. Все согласования, а их бесчисленное множество, приводят к тому, что каждый последующий корабль серии становится более совершенным.
В работе хозяина помещений большое значение имеют личные связи. Проще решаются вопросы с теми, с кем плечом к плечу на корабле не один год. Сегодня Василий Савушкин задействован на нескольких атомных подводных лодках.
— Хозяева помещений приходят на начальных этапах строительства корабля и ведут его вплоть до передачи Военно-морскому флоту, — говорит мой собеседник. — В отсеках мы определяющее звено в своей специфике. По большому счёту результатом нашего труда является то, что морякам служится безопаснее, удобнее и комфортнее. А про свои впечатления о работе могу сказать, что корабли всегда со мной. И я, конечно, с ними.
К слову, помимо производства Василий серьёзно увлекается лёгкой атлетикой, особенно бегом на длинные дистанции. Вот и через несколько дней он полетит в столицу, чтобы 26 сентября принять участие в традиционном Московском марафоне. Для него такой забег будет первым.
Олег ПЕРОВ
Фото автора
Севмаш на страницах «Северного рабочего» (24 сентября 2021 г.)