Думается, каждый из нас, телезрителей, прекрасно помнит тот волнующий момент, когда во время проведения летних игр XXXII Олимпиады в Токио в честь одержавших очередную победу в спортивных соревнованиях и получивших заслуженные золотые медали российских спортсменов вместо привычного гимна России звучал незабываемый Первый концерт для фортепиано с оркестром великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Звучал громко, торжественно, гордо, красиво…
Даже Президент РФ Владимир Владимирович Путин в одном из своих выступлений признался в том, что музыка Чайковского больше пришлась ему по душе. Лично я согласна с нашим президентом. Всякий раз буквально с первых аккордов у меня на глазах невольно наворачивались слёзы. Это были слёзы радости, восторга, восхищения гениальным творением композитора.
Пётр Ильич Чайковский! Рассказывать о нём и легко, и трудно: нет среди нас таких, которые бы не знали его имени, нет и тех, кто не слышал бы его музыки. Музыку Чайковского знают все. Во всём мире любители музыки восхищаются его операми и симфоническими произведениями. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира, а в Москве каждые два года проводится международный конкурс, который носит его имя.
Пётр Ильич Чайковский родился в небольшом городке Воткинске, где его отец служил инженером на заводе. По вечерам в доме собирались его сослуживцы, страстные любители музыки. Отец Чайковского играл на флейте, мать пела. Маленький Пётр уже с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Впоследствии Пётр Ильич говорил, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку.
Звуки музыки преследовали его повсюду, он их слышал даже в полной тишине. Из его детских историй известно, как однажды вечером гувернантка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах. «О, эта музыка!.. Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь, — рыдал он, указывая на голову, — она не даёт мне покоя».
Однако после окончания гимназии Чайковский поступил в училище правоведения и, получив диплом, стал работать в Министерстве юстиции. Но правоведа из него не получилось. В 1862 году Чайковский отказался от благополучной карьеры ради музыки. Он поступает в Московскую консерваторию, где учится композиции у русского пианиста, композитора, дирижёра, общественного деятеля А. Г. Рубинштейна. За три года Чайковский окончил весь курс с золотой медалью, а в 1866-м по приглашению Рубинштейна стал преподавателем консерватории.
Мир «Лебединого озера» и пушкинской Татьяны, «Зимних грёз» и весенней сказки «Снегурочка» покоряет смолоду. Во власти его романсов или мелодии любви «Ромео и Джульетты» бывал каждый. Музыка Чайковского, как героиня его оперы «Чародейка», смело распоряжается людскими сердцами.
У таланта Чайковского много граней: он профессионально играл на фортепиано; имея приятный баритон, очень точно и чисто пел, даже арии из опер; был литературно одарён; неплохо играл на флейте; в молодости участвовал в любительских спектаклях. Однако главным призванием его было музыкальное творчество.
Ни дня, а то и ни часу вне музыки — так жил Чайковский.
И никто из друзей не удивлялся, если он вдруг умолкал в беседе или одиноко бродил среди деревьев. Все знали: зажёгся огонь вдохновения. Очевидно, в это время у композитора возникла вдруг какая-нибудь мелодия будущего произведения и полились волшебные звуки скрипки.
Душевный трепет почти всегда охватывал Чайковского, когда он сочинял. Но его незыблемая заповедь гласила: «…Вдохновение рождается только из труда и во время труда». Ей он следовал каждый день, независимо от настроения.
В моей фонотеке есть виниловый диск-гигант, некогда выпущенный всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия», где представлен цикл пьес «Времена года» Петра Ильича Чайковского в исполнении замечательного советского пианиста, народного артиста СССР Льва Николаевича Оборина. Это сочинение повествует о жизни и смерти — о скорби, страданиях, неизбежности утрат и непреходящем течении времени. Но в нём всё‑таки звучит и жизнеутверждающее начало.
А появились на свет «Времена года» благодаря издателю популярного петербургского журнала «Нувеллист» Николаю Матвеевичу Бернарду, который обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес — по числу месяцев в году — специально для ежемесячного публикования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал согласие. Объявление, сделанное в двенадцатом номере журнала за 1875 год, сообщало читателям: «Наш знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» своё сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, написанных собственно для нашего журнала, характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале».
Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов, взятых из стихов Пушкина, Некрасова, Фета, Плещеева, Жуковского, Вяземского, А. К. Толстого, Майкова, Кольцова, и со временем первой публикации они постоянно сопутствуют пьесам музыкального цикла.
Постепенно работа в консерватории начинает тяготить Чайковского, прежде всего тем, что отбирает у него время для собственного творчества. Хотя композитор всегда был готов оказать любую помощь и поддержку молодым талантам, для себя он хотел свободы, чтобы безо всяких помех отдаваться творчеству. Ему надоело работать урывками. Надо было уходить из консерватории, но в таком случае он оставался без средств к существованию. Чайковский не может найти выход из создавшейся ситуации и пишет друзьям: «Мне кажется, что я начинаю повторять себя… Неужели моя песенка спета и дальше я не пойду?..»
Пытаясь преодолеть душевный кризис, Чайковский решает изменить свою жизнь и неожиданно для всех женится на Антонине Ивановне Милюковой, совершенно чужой ему женщине и по характеру, и по духу. Вскоре после женитьбы в сентябре 1877 года Чайковский уезжает с братом за границу.
Брат композитора Модест Чайковский называет период 1878—1884 годов самым светлым и отрадным в его жизни.
1877 год стал для Чайковского очень плодотворным. В этот год он создал два больших сочинения: Четвёртую симфонию и оперу «Евгений Онегин», которые сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
В 1878 году Чайковский наконец-то уходит из консерватории. Это решение композитор принял по настоянию Надежды Филаретовны фон Мекк, его лучшего друга, как он всегда называл её. Они ни разу не встречались и общались только в письмах.
Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова инженера путей сообщения, который оставил жене миллионное состояние, была страстной любительницей музыки и большой поклонницей творчества Чайковского. Дружеское участие Н. Ф. фон Мекк в судьбе Чайковского изменило его материальное положение и обеспечило желанную независимость и свободу.
Теперь Чайковский только сочиняет музыку, много путешествует, подолгу живёт за рубежом — в Швейцарии, Италии, в Париже, других городах Западной Европы.
С середины 1880-х годов Чайковский всё чаще приезжает в Москву и подолгу живёт в её окрестностях. С февраля 1885-го Подмосковье становится постоянным местом жительства Петра Ильича. Сначала он жил в селе Майданово, затем в усадьбе Фроловское, расположенной неподалёку от Клина, и, наконец, с мая 1892 года поселился на окраине Клина. «Я решил всё‑таки оставаться жить в глуши», — писал он брату.
Здесь, в Клину, композитором были созданы оперы «Иоланта», «Пиковая дама»; балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик»; несколько прекрасных романсов, Симфония № 6 «Патетическая».
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору», — писал Пётр Ильич Чайковский. И мечта его сбылась.
В прошлом году исполнилось 180 лет со дня рождения композитора. Ушёл век Чайковского. А музыка русского композитора-классика звучит во всех странах. Миллионы людей слушают её и волнуются от половодья чувств в его сочинениях. Слушают и благодарят Чайковского за то, что он был.
Вера ЛЕОНТЬЕВА