На 47 километров протянулась железная дорога Севмаша
Возле цеха железнодорожного транспорта № 21 обращает на себя внимание интересный экспонат: макет грузового паровоза с тендером, доверху гружённым углём. Вот такие локомотивы перевозили по заводским рельсам грузы в 40—50‑е годы прошлого века. Макет паровоза, изготовленный, кстати, работниками цеха, стал связующей ниточкой между прошлым и днём нынешним. Сегодня техника другая, более совершенная, мощная. Потребности в ней в разы больше, да и протяжённость железнодорожной магистрали Севмаша составляет почти 47 километров.
— Рельсовые пути заходят практически в каждый цех, тянутся на заводские набережные, на промзону-2 и площадку малотоксичных промышленных отходов, — говорит Андрей Кошелев, на тот момент исполняющий обязанности заместителя начальника цеха 21. — Железнодорожный парк предприятия составляют семь тепловозов, девять железнодорожных кранов, два снегоочистителя, две путевые машины и 219 вагонов, платформ, думпкаров, цистерн. Всё это надо содержать в исправном состоянии, ремонтировать, обновлять. Каждое утро дежурный персонал до начала смены проверяет технику, устраняет замечания, если они записаны в вахтенном журнале. Большой объём работ выполняем по межцеховым перевозкам, на текущий год плановые показатели на 3,2 процента больше предыдущего периода и составляют более 936 тысяч вагоно-часов. Тепловозы и локомотивные бригады на линии находятся круглосуточно. Много заявок на ночные перевозки, и это понятно: держать открытыми ворота днём, особенно в холодное время, при большом скоплении людей нежелательно. Да и нам работать проще. Самое тяжёлое и сложное при транспортировке — это детали корпусов, крупные негабаритные конструкции, которые чаще всего перевозим на стапель через трансбордерные пути. Все поставки листового металла идут тоже через нас: с грузовой ветки железнодорожной станции вагоны перегоняем на промзону-2, где они разгружаются. И уже по потребности производства металл с места хранения перевозим сталевозами в цеха предприятия.
Андрей Сергеевич организовал нам экскурсию по железнодорожным объектам. Основной из них — вагонолокомотивное депо. В нём проводятся ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. Весь пролёт депо сегодня занимает огромный 80‑тонный железнодорожный кран, самый большой на предприятии, работающий с крупногабаритными конструкциями. То что разгрузили им на погрузочно-разгрузочные площадки, другим уже не погрузить. У крана износились шестерни поворотного механизма, в данный момент они изготавливаются в цехах предприятия. Снята и находится на техническом обслуживании дизель-генераторная установка. Все остальные механизмы проходят профилактический осмотр, который ведут слесарь по ремонту подвижного состава Анатолий Филимонков и электромонтёр Никита Корельский. Ребята молодые, способные, дело своё знают. Здесь же на техническом обслуживании стоят тепловоз и два полувагона. Пустующим депо не бывает. Техники много, некоторая уже в солидном возрасте и чаще выходит из строя.
Лето — время обновления и ремонта железнодорожных путей. В последние годы на предприятии активно идёт замена деревянных шпал на железобетонные, что существенно улучшает качество полотна. Мы побывали на одном из участков.
— Работаем здесь неделю. Произвели укладку четырёх новых звеньев железнодорожного полотна до тупика в цехе 42. Сейчас вот здесь, у проезжей дороги, выполнили сплошную замену переводного бруса на стрелочном переводе, сделали выправку, — говорит монтёр пути Николай Волохов.
В цехе 21 работают в основном мужчины, поскольку дело приходится иметь с тяжёлой техникой. О кадровом составе подразделения нам рассказала инженер по труду Елена Варенцова:
— Специальности у нас соответствуют подразделению железнодорожного транспорта: машинист тепловоза, помощник машиниста, составитель поездов, машинист железнодорожного крана, стропальщик, монтёр пути, электромонтёр, слесарь по ремонту подвижного состава, электрогазосварщик. В последнее время коллектив заметно обновился, пришло много молодёжи с РЖД по основным нашим специальностям. Ведь что ни говори, а Севмаш — это стабильность, социальные гарантии. В настоящее время есть потребность в машинистах железнодорожного крана.
Цех 21 находится в структуре Севмаша, но на него распространяются все требования и предписания РЖД. Росжелдорнадзор контролирует и проверяет работу заводских железнодорожников, под его бдительное око попадает всё: рельсовые пути, стрелочные переводы, регламенты скоростей, техническое состояние железнодорожного транспорта. Совсем недавно цех 21 в очередной раз выдержал такую проверку.
В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей отметили День железнодорожника. К своему профессиональному празднику железнодорожники Севмаша подошли с хорошими производственными показателями, внося весомый вклад в выполнение стоящих перед предприятием задач. Есть успехи — есть и награды. Как всегда, вышел приказ начальника цеха о поощрении лучших рабочих и специалистов. Есть и хорошая новость для коллектива от предприятия.
В текущем году продолжится обновление цеха 21 специализированной техникой. Запланировано приобретение нового тепловоза, пяти железнодорожных платформ и универсальной машины для смены шпал. Всё это очень поможет в работе.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ
Фото Олега Перова
Севмаш на страницах «Северного рабочего» (27 августа 2021 г.)