Неординарная, могучая личность

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/08/3888.jpg

Блеск и нищета Саввы Мамонтова

Дорогие читатели! 6 августа в газете «Северный рабочий» в рубрике «В минуты отдыха» был опубликован мой материал под заголовком «История одной картины. В. А. Серов «Девочка с персиками», где речь шла о том, что в подмосковном Абрамцеве летом 1887 года тогда ещё никому не известный молодой художник Валентин Серов на своей картине изобразил 12‑летнюю девочку Веру Мамонтову, дочь крупного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, 180 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. Давайте сейчас вместе с вами поближе познакомимся с этим замечательным, обладавшим незаурядными способностями человеком.

Савва Иванович Мамонтов… Неординарная, могучая личность. Крупный промышленник и строитель железных дорог, а также музыкант, певец, драматург, режиссёр, скульптор… Кажется, не было такой области творчества, где бы не проявилась его одарённость.

Мамонтов — выходец из купеческой среды. Он родился в городе Ялуторовске, стоящем на пути из Центральной России в Сибирь. Многие декабристы, возвращаясь с каторги, останавливались в гостеприимном доме Мамонтовых, и это оставило глубокий след в душе мальчика.

В 1850 году семья купца первой гильдии И. Ф. Мамонтова переезжает в Москву, купив дом, ранее принадлежавший графам Толстым. Образование отрок Савва получил в духе своего времени: сначала домашнее обучение, потом гимназия, техническое училище и несколько курсов университета.

Учился Савва вяло, без особого энтузиазма, истинной страстью юноши становится театр. С увлечением он пробует свои силы в постановках секретарёвского драматического кружка, которым руководил сам А. Н. Островский.

Сильное влияние на молодого Мамонтова оказала Лиза Сапожникова, ставшая верной спутницей жизни. Она внесла в его духовный мир высокую культуру, потребность к широкой творческой деятельности. Именно её, Елизавету Григорьевну Мамонтову, жену Саввы Ивановича, будет обожать и называть ласково второй мамой молодой художник Валентин Серов. Двоюродный брат Лизы Константин Алексеев (Станиславский) в дальнейшем стал знаменитым реформатором театра.

После смерти отца в 1869 году Савва Иванович наследует большие капиталы, вложенные в железнодорожное дело. Он добивается значительных успехов на этом поприще, став председателем акционерного общества Ярославской железной дороги. Деньги, получаемые от предпринимательской деятельности, Мамонтов использует не для личного обогащения, а для реализации широкой программы развития русского искусства и благотворительности.

В 1870 году семья Мамонтовых приобретает родовое имение Аксаковых — усадьбу Абрамцево. На территории Абрамцева Мамонтов строит школу, лечебницу и мастерские для крестьян.

Постепенно Абрамцево становится одним из центров русской художественной жизни. Здесь многие годы работали М. Антокольский, И. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. Врубель, В. Серов, В. Коровин, М. Нестеров и другие.

В Абрамцеве все играли в домашних спектаклях, музицировали, рисовали, пели. «Савва Иванович стремился облегчить деятельность художников и дать им возможность выявить вполне свой талант и индивидуальность», — писал художник В. Евреинов.

Особая заслуга С. И. Мамонтова — создание на свои средства Московской частной русской оперы в 1885 году. В этот период оперное искусство в России находилось в состоянии застоя. Причиной тому была государственная театральная монополия, введённая ещё в годы царствования Екатерины II.

Для обновления русской оперы Мамонтов решил объединить лучшие музыкальные, вокальные и художественные силы. Виднейший теоретик искусства Б. Асафьев писал: «Московский оперный театр
С. И. Мамонтова — театр, выдвинувший великолепную сказочность Н. Римского-Корсакова, новую художественную культуру в оформлении спектакля (В. Васнецов, М. Врубель) и великое, правдивое искусство пения как живой интонации (Ф. Шаляпин)».

Становление частной оперы проходило в сложной борьбе с застывшими традициями. И всё‑таки новые веяния победили: с 1896 года частная опера покоряет слушателей и становится лидером русской сцены.

В 1898 году Мамонтов вместе с княгиней М. К. Тенишевой финансирует издание журнала «Мир искусства», вокруг которого объединилась плеяда молодых художников: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева и другие. Шла новая художественная волна.

Имя Саввы Мамонтова приобретает большую известность в России, его сравнивают с Лоренцо Великолепным — меценатом эпохи Возрождения.

Всего у Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны было пять детей: три сына и две дочери. Детей называли по первым буквам имени отца: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Все они получили хорошее образование, у каждого из них уже была своя взрослая жизнь. Удача, успех, слава — постоянные спутники начинаний Мамонтова. И вдруг разразилась катастрофа.

В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован. Его обвинили в растрате 100 тысяч рублей из кассы правления железной дороги. В июне 1900-го суд присяжных оправдал Мамонтова, но его финансовым делам был нанесён непоправимый ущерб.

Спрашивается, кто же был заинтересован в том, чтобы загубить благое дело Мамонтова, а его самого довести до полного разорения? Эту коварную игру затеял министр финансов С. Витте, который действовал в интересах родственников своей жены, конкурирующих с Мамонтовым в строительстве северных железных дорог.

Впереди были ещё долгие годы жизни, но Савва Иванович уже не мог столь активно участвовать в деле, которому посвятил свой талант и все душевные силы, — служении русскому искусству. Савва Мамонтов умер в 1918 году в нищете и забвении. Его похоронили в горячо любимом им подмосковном Абрамцеве.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей